Предвыборная компания
предвыборная компания

Предвыборная компания

Предвыборная кампания – это  совокупность агитационных мероприятий, осуществляемая кандидатами на выборные должности и их партиями в предвыборной борьбе, чтобы получить максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах

В предвыборной кампании могут участвовать в том числе группы поддержки избирателей, общественные организации, средства массовой информации.

К основным способам ведения предвыборной кампании относят проведение предвыборных собраний и митингов, печатание статей, памфлетов, предвыборных афиш и плакатов, выступления в СМИ. Предвыборная кампания весьма подробно регламентируется избирательными законами. В частности законы могут регулировать сроки, порядок проведения и формы агитации, источники финансирования и др.

Под предвыборными комиссиями понимают независимые органы коллегиального характера, которые создаются согласно избирательному законодательству с целью организации и обеспечения подготовки и проведения выборов различного уровня.

Большую роль в предвыборных кампаниях играют, так называемые, политические технологи, которые оказывают участникам предвыборной гонки целый ряд профессиональных услуг: от анализа предвыборной ситуации до написания предвыборных речей кандидатов.

Выборы на различных уровнях власти проводятся, чуть ли не с момента зарождения цивилизации. Выборы как общественно-социальное действие, и соответственно предвыборная агитация были в какой-то мере распространены на всех исторических этапах государственного развития. Однако конкретное конституционное и юридическое закрепление демократических принципов выборов произошло только в XIX-XX столетии. В данный момент создание органов государственной власти и местного самоуправления с помощью проведения выборов — неотъемлемы атрибут демократического правового государственного устройства и особо важный элемент в системе человеческих ценностей. При взаимодействии с базовыми элементами фундамента развитого общественного устройства, такими как свобода слова, печати и массовой информации, предвыборная агитация и соответственно свободное волеизъявление на выборах в самых общих характеристиках выступают признаком конституционного правопорядка, являются сдерживающим фактором при превышении полномочий публичной власти, олицетворяют сформированный уровень демократии, экономической и политической независимости социума, правовое положение всего народа в государстве и каждого человека в частности.

Может показаться, что понятия «предвыборная агитация» и «политическая реклама» идентичны, но это не совсем так. Конечно, эти явления имеют много общих характеристик, таких как цели, объекты, субъекты, методы и формы. Точного определения «политическая реклама» законодатель так и не дал, хотя она имеет определенно агитационное направление и преследует идентичные агитации цели — достижение определенных результатов на выборах. Это подтверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации; целью политической рекламы является общественное мнение, как для определенных кандидатов, так и для избирательных ассоциаций.

Выборы представляют собой сложный процесс, включающий в себя ряд этапов, наполненных избирательными действиями и процедурами и имеющих четкую регламентацию со стороны законодательства. К числу основных этапов организации выборов следует отнести:

Назначение выборов

Этот этап организации выборов состоит в определении даты голосования. Назначение выборов является обязанностью органов или должностных лиц, уполномоченных на это законодательством. Например, выборы в российский Парламент назначается либо Правительством, либо Президентом страны.

Формирование избирательных округов

Под избирательными округами понимают территории, которые образуются в соответствии с избирательным законодательством и от которых осуществляется непосредственное избрание депутатов органов управления представительного характера или выборных должностных лиц. В соответствии с российским правом избирательные округа делятся на три основных вида: одномандатные избирательные округа, многомандатные избирательные округа, общегосударственные избирательные округа. При формировании избирательных округов основным принципом их выделения является обеспечение равенства возможностей избирателей по формированию представительных органов управления. В российской практике управления избирательные округа формируется законодательно. Для зарубежной практики характерны следующие принципы формирования избирательных округов: равенство округов по численности избирателей; компактность территории, охватываемой избирательным округом; территориальная целостность; соблюдение административной границы; преемственность выделения избирательных округов.

Формирование избирательных участков

Каждый избирательный округ формируется более мелкими избирательные единицами, которые объединяют избирателей за счет общего места голосования, именуемого избирательным участком.

Создание избирательных органов

Процесс организации и осуществления выборов возлагается на специальные органы регионального характера, к числу которых относятся избирательные комиссии, избирательной советы, участки и так далее. В соответствии с российским законодательством различают несколько видов избирательных комиссий, в том числе центральная, территориальные, участковые и окружные.

Регистрация избирателей

Этот этап подразумевает осуществление включения граждан в списки избирателей, определяющие совокупность граждан, наделенных активным избирательным правом и проживающих на территории отдельного избирательного участка.

Выдвижение кандидатов и их регистрация

Этот этап предусматривает определение круга лиц, из числа которых будет осуществлено избрание депутатов, сенаторов или президента. В соответствии с российским законодательством к основным способам выдвижения кандидатов относят: выдвижение кандидатов политическими партиями; выдвижение кандидатов общественными объединениями; выдвижение кандидатов избирателями; самовыдвижение кандидатов.

Осуществление предвыборной агитации

Этот этап организации выборов предусматривает агитацию граждан посредством использования законных методов в рамках допустимых форм за или против кандидата, списка кандидатов. В качестве методов осуществления предвыборной агитации могут выступать мероприятия публичного характера, встречи с избирателями, информационные ролики, распространяемые через средства массовой информации и так далее.

Голосование

Этот этап организации выборов можно считать основным, поскольку именно в ходе этого этапа осуществляется волеизъявления населения относительно избрания лиц на определенные должности. Голосование может быть проведено в очной форме, то есть непосредственно на избирательном участке, или в заочной форме, например, с помощью почты.

Подведение итогов выборов

Данный этап подразумевает осуществление процедуры подсчета голосов, отданных избирателями за того или иного кандидата или против всех. Также на данном этапе осуществляется подсчет общего количества голосовавших, количество испорченных бюллетеней, количество лиц, проголосовавших по открепительным удостоверениям и так далее. Результаты выборов подлежат обязательной публикации.

В избирательном законодательстве особое внимание уделяется поддержке информационной составляющей выборов, включая информацию избирателей и прямую предвыборную кампанию.

Это подтверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации; целью создания политической рекламы является общественное мнение, как для определенных кандидатов, так и для избирательных ассоциаций. А разнится она от других видов и жанров информационного воздействия краткостью, доминированием эмоционального над смысловым, «привлекательностью» и повторяемостью.

Возможны следующие формы предвыборной агитации в Российской Федерации:

  • призыв отдать голос за или против кандидатов или список кандидатов;
  • выражать предпочтения кандидату или списку кандидатов любыми способами, соответствующими законодательству;
  • обсуждать возможные последствия, если кандидат избирается или такового не произойдет; распространять информацию о кандидате в контексте положительных или отрицательных комментариев;
  • распространять информацию о деятельности кандидата, которая не относиться к профессиональной сфере или реализации должностных функций;
  • все законные действия, способствующие положительному или отрицательному подходу к кандидату.

Самым действенным видом политической агитации с древних времен было публичное выступление. Способность хорошо общаться и символически восхищать слушателя — один из основных политических ресурсов, неотъемлемая часть его политического имиджа. Что еще более важно — кандидат не должен допускать личных нападений против противника во время публичных выступлений.

Никакая современная предвыборная кампания не может обойтись без листовок. Буклет — надежный, недорогой, быстрый и эффективный способ активизировать избирательную борьбу, имеет большой потенциал для творческого выражения ее авторов. Проведение агитации в СМИ: пресса, телевидение, радио, интернет. Самым важным каналом воздействия на избирателей в предвыборной кампании на любом уровне является медиа. Грамотно реализованная политическая рекламная кампания в газете или на радио способствует как можно скорому привлечению внимание к кандидату избирателей, готовых предоставить ему «шанс».

Использование наружной политической рекламы является одним из наиболее распространенных способов передачи обращений кандидата к широкой общественности. В этом случае наружная политическая реклама распространяется не только на улице, но и в общественных местах, таких как стадионы, в метро. Прямое политическое стимулирование позволяет получить точный доступ к информации людям, для которых она предназначена. Еще более детализированы целенаправленные политические акции. Оно предполагает наличие базы данных избирателей и ее постоянное наполнение. Такая информация абсолютно необходима, чтобы сделать личное обращение. Организация проведения предвыборной кампании «От человека к человеку». Кампания проводится во всех местах, где находиться электорат: в зданиях и на улице. Главное кредо данного вида — сделать незнакомого — знакомым, а знакомого сделать единомышленником и агитатором.

Сложно обеспечить, чтобы люди приходили на встречу с кандидатом — необходимо, чтобы кандидат сам пришел к ним, есть много способов организовать такие встречи. Более результативная предвыборная агитация проводится непосредственно на улице, например при посещении:

  • организаций и коммерческих предприятий;
  • образовательных учреждений;
  • социальных объектов (дома престарелых, больницы и т.п.);
  • зон отдыха, дискотеки, клубы;
  • спортивных мероприятий; собраний общественных организаций;
  • агитационные походы или поездки проведение массовых общественных акций: слушания, демонстрации, забастовки, пикеты.

Одним из наиболее результативных видов предвыборной агитации являются массовые предвыборные кампании: митинги, демонстрации, встречи политиков с избирателями, визиты политиков во время массовых демонстраций, пикеты, забастовки, шоу и т. п.