Политическое интервью
Написать качественную политическую статью или как написать политический пресс-релиз без встречи с экспертом в области внешней или внутренней политики – шанс невелик. Нет смысла создавать материал, который не только не сможет принести максимальную пользу читателю, но и станет поводом напрасной траты времени.
Если нет возможности устроить личную встречу с экспертом, можно устроить видеоконференцию, пригласив на неё нескольких экспертов в данной сфере. В этом случае получение информации окажется полным максимально, дав, к тому же, возможность сравнить несколько мнений экспертов.
Но чтобы достичь идеального результата, следует использовать приемы профессиональных-политических журналистов.
17 грамотных приемов получения политического интервью
- Интервью по е-mail допустимо лишь в том случае, если все иные варианты исключены. Интервью по телефону, Skype, Google-talk и другим мессенджерам (с возможностью аудио-записи разговора) – отличный вариант. Идеальный – личная встреча.
- До разработки четкого и подробного плана написания предстоящего материала, а также набросков беседы с экспертом, не следует настаивать на интервью. В противном случае оно не только не даст нужного материала для написания, но вся информация превратиться в кашу, из которой вряд ли получится целостная картина.
- Начало беседы должно быть лёгким – общие фразы о последней новости, шутка, комплимент – так называемая светская беседа в первые минуты именно для того, чтобы создать позитивный настрой, вызвать взаимное дружеское расположение. 1-2 минуты приятной светской беседы о мелочах помогут плавно перевести разговор на интересующие темы.
- Идти неподготовленным на интервью со специалистом – гарантия провала беседы: занятые люди чрезвычайно ценят время и требуют того же от всех. Они будут снисходительны к непрофессионалу, не понимающему тонкостей их дела, но факт полной небрежности к своей работе будет расценен крайне негативно.
- Вопросы надо выучить наизусть: зачитывание их с листочка равносильно заявлению о непрофессионализме интервьюера.
- При личной беседе следует помнить, что факт записи беседы многими людьми воспринимается негативно. Следует сделать две простых вещи: спрятать диктофон в сумку, хотя и предупредить, что запись ведётся. Дать гарантию, что без сверки с интервьюируемым, когда он сможет внести любые коррективы, текст опубликован не будет.
- Весьма удачным вариантом для сбора информации является устройство конференции с участием нескольких экспертов, что помогает за одно и то же время получить несколько интервью на интересующие темы.
- Приятно удивите собеседника. Продемонстрируйте эрудицию в его или своей сфере деятельности: приведите сведения о редком, малоизвестном факте из жизни авторитетного в его отрасли знаний человека, найдите и сообщите интересный факт, который собеседник, скорее всего, не знает. Это потребует времени, но обеспечит доверие собеседника.
- Обязательно улыбайтесь. Поскольку эксперт, ставший вашим собеседником, не может не вызывать положительных эмоций, следует улыбнуться, когда это уместно. Он также убежден в профессионализме интервьюера и уверен, что созданная статья будет отличной – это тоже повод для радостной и приветливой улыбки.
- Даже при условии получения интервью по телефону или через мессенджеры без видеозаписи следует улыбаться: фактом является то, что собеседники «видят» ответную или встречную улыбку. Этот факт пока не объяснён, но подтверждается сотни тысяч раз.
- Собеседник должен быть уверен, что он вам интересен. В первые минуты (или в дальнейшем ходе интервью) можно и нужно время от времени задавать лёгкие, уточняющие вопросы, которые вроде бы уводят разговор в сторону от основной темы, но при этом прекрасно раскроют личность человека и его отношение к теме. Чем выше интерес спрашивающего, тем выше лояльность и добрая расположенность интервьюируемого, который с необходимой детализацией ответит на каждый вопрос по теме статьи.
- Время ценится высоко, но не только экспертом, согласившимся дать интервью, но и интервьюером. Поэтому ложное стеснение следует отбросить до тех пор, пока не получена вся возможная информация. Иначе создать высококачественный и полезный для основной цели контент не получится из-за нехватки достоверных сведений и их грамотного разъяснения.
Но слишком затягивать интервью, сверх оговорённого времени, не следует, ведь деловые люди действительно расписывают своё время по минутам.
- Время интервью должно стать для интервьюируемого человека приятным, интересным и полезным. Чем более приятные воспоминания от беседы (и написанного материала, который действительно надо представить для вычитки) останутся у собеседника, тем охотнее он согласится на интервью в следующий раз.
- Главным в интервью должен быть интервьюер. Ситуацию следует контролировать, возвращая разговор в нужное русло после неуместных отклонений от темы.
Важно учесть, что люди, у которых берут интервью, могут действовать по двум вариантам:
В беседе они ведущие: говорят живо, интересно, но пространно, всё время отклоняются в детали, нюансы, вовсе не имеющие отношения к основной теме; отвечая на вопросы журналисты, создают новые вопросы, на которые сами же и отвечают, иногда углубляясь в совершенно посторонние темы.
Только отвечают на вопросы. Без уточняющих, наводящих, более мелких вопросов замолкают и ждут следующего. В этом случае следует приложить все старания, чтобы беседу, больше напоминающую допрос, перевести в русло живого общения, когда человеку становится интересно рассказывать о том, что интересует собеседника.
- Прерывать речь собеседника запрещается. Встреча с интервьюером обычно смущает людей, кроме того, вопрос, даже по теме, может сбить человека с мысли, с ритма, с настроя, который создался к данному моменту беседы.
- Постоянно тренируйте память. При устных беседах вполне срабатывает закон текста: самую важную информацию сообщают в постскриптумах. То есть после выключения записывающей аппаратуры.
- В заключение – самое главное: в случае использования в статье цитат человека, у которого взято интервью, не стоит приводить его речь дословно. Устные высказывания не всегда стилистически правильно построены, могут употребляться профессиональные сленговые термины, образы, не совсем уместные в политическом контенте. Следует принять за постулат, что текст интервью – авторский материал и работать с ним нужно именно из этих позиций. Но, конечно, без искажения смысла.
P.S. Все же, политическая журналистика крайне многогранна, и, соответственно, по-разному полезна для политика. Далеко не всегда беседа с экспертом получается доверительной, удачной и информационно насыщенной.
Вы должны быть готовы к тому, что с вами могут не захотеть встречаться, говорить будут сухо или уклончиво, не желая рассказывать о том, что вам интересно. Поэтому, очень важно знать, как расположить собеседника к себе, как составить и правильно задать нужные вам вопросы и насколько сильно можно их интерпретировать в дальнейшем.