Деятельность юридической службы в избирательном процессе
избирательный

Деятельность юридической службы в избирательном процессе

Для выполнения полного спектра функций юридическая служба осуществляет следующие виды деятельности:

1. Подготовка и оформление документов, которые необходимы для проведения определенных избирательных процедур и действий (например, официальное выдвижение кандидата, сбор необходимых подписей, проведение агитационной деятельности и т.д).

Для проведения тех или иных избирательных мероприятий или процедур законодательством о выборах регламентирован определенный перечень документов, которые должны быть представлены в избирательную кампанию. Соответственно, на этапе подготовки необходимых документов юридические службы обязаны придерживаться установленных форм документирования. Все необходимые формы прописаны и приложены к избирательным законам, а также при необходимости утверждаются избирательной комиссией. Однако, в некоторых случаях данные формы могут быть составлены в произвольной форме (например, уведомление об изготовлении агитационного материала для печати).

2. Составление шаблонов инструкций и брошюр для участников избирательной кампании кандидата, избирательного штаба для проведения инструктажа с ними.

Для объяснения должного использования субъектами избирательной кампании документов избирательного законодательства специалисты юридического отдела составляют определенные инструкции, которые основываются на нормативно- правовых актах избирательного права.

Составление инструкций требует высокого уровня квалификации юристов, так как они прописываются для отдельных участников избирательной кампании: для доверенных лиц, для представителей по финансовым вопросам, для сборщиков подписей, для представителей кандидата и избирательного штаба, для наблюдателей, агитаторов, для всех субъектов рабочей группы (агентов, организаторов, имиджмейкеров, психологов и др.). Инструкции прописываются по мере проведения определенных мероприятий избирательного штаба по всем этапам и со всеми группами участников.

Юридическая служба не только составляет данные инструкции, но и непосредственно проводят инструктажи с членами избирательного штаба для того,чтобы они более четко представляли требования избирательного законодательства. Данная процедура абсолютно оправдана так как юридические сотрудники могут в доступной форме объяснить всем участникам избирательного штаба их права, обязанности и степень ответственности, а также при проведении инструктажа происходит живой контакт между всеми участниками ответственного процесса.

3. Подготовка и правовая экспертиза гражданско-правовых договоров, связанных с избирательной кампанией кандидата, избирательного объединения, доверенность.

В ходе избирательной кампании кандидат, избирательное объединение вступают в договорные отношения относительно оказания услуг и выполнения работ, непосредственно связанных с избирательной кампанией (сбор подписей, изготовление агитационных материалов, предоставление эфирного времени для проведения избирательной кампании и др.).

Кроме того, кандидат, избирательное объединение арендуют помещения, оборудование и транспортные средства для организации работы избирательного штаба, а также арендуют помещения для встреч с избирателями.

Законодательство о выборах определяет особенности заключения и исполнения гражданско-правовых договоров, устанавливает правила расчетов между контрагентами.

4. Консультирование руководства избирательной кампании по правовым вопросам, подготовка письменных заключений.

5. Юридическая экспертиза агитационных материалов и планируемых агитационных мероприятий.

Законодательство о выборах устанавливает ряд требований к содержанию и форме агитационных материалов, в связи с макетами агитационных материалов должны быть переданы в юридическую службу для проведения экспертизы относительно выполнения законодательства.

Не допускается проведение агитации в средствах массовой информации в целях совершения уголовных преступлений, разглашения сведений, составляющих государственную или иную особо охраняемую законом тайну, осуществления экстремистской деятельности, пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости, рекламы наркотиков.

Агитационные материалы не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, а также не должны быть направлены на пропаганду войны.

Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, агитация, нарушающая закон об интеллектуальной собственности.

Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу, а также обещания передачи денег, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования) избиратели, оказания услуг иначе как на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, принятым в соответствии с законом.  Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и ИНН организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, региона, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства), изготовившей (изготовившей) эти материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшей) их, а также сведения об обращении и дате выпуска этих материалов и указание платы за их изготовление из избирательного фонда.

Если вы используете изображение человека в своем агитационном материале или его заявление о кандидате, вы должны получить согласие этого человека.

6. Представление интересов кандидата, избирательного объединения в избирательных комиссиях, органах государственной власти и местного самоуправления, судах.

Для целей официального представительства кандидата, избирательного объединения адвокату избирательного штаба присваивается статус члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса или статус уполномоченного представителя избирательного объединения.

7. Мониторинг нарушений со стороны соперников. Юридическая служба совместно с группой контроля проверяет агитационные материалы, выпущенные оппонентами, на предмет их соответствия закону.

8. Подготовка и сопровождение жалоб в избирательные комиссии, правоохранительные органы и суды.

В случае нарушения закона юридическая служба должна своевременно реагировать на них путем направления жалоб или заявлений в уполномоченные органы (избирательные комиссии, прокуратуры, правоохранительные органы, органы безопасности, суды).

Организационная структура юридической службы зависит от уровня избирательной кампании и задач, стоящих перед юридической службой. Он может быть представлен один юрист — специалист в области избирательного права или юридический отдел (юридическая группа) избирательного штаба.

Для политических партий, имеющих большой опыт участия в выборах, хорошо развитую систему действий по проведению избирательной кампании, также приемлем другой вариант организации юридической службы-приглашение консультанта — специалиста в области избирательного права. Вся договорная работа, работа по подготовке избирательных документов в этом случае может осуществляться сотрудниками избирательного штаба политической партии.

Если для проведения избирательной кампании создается несколько избирательных штабов (Центральный и территориальный), то юридическая служба имеет разветвленную структуру с подчинением начальнику юридического отдела Центрального избирательного штаба.

Подбор сотрудников юридического отдела целесообразно осуществлять на функциональной основе (по направлениям работы). Наиболее оптимально включить в состав юридического отдела следующих сотрудников: руководитель-специалист в области избирательного права (руководит юридической службой, готовит избирательную документацию, осуществляет официальное представительство кандидата, избирательного объединения в избирательных комиссиях), юрист по договорной работе (выполняет весь блок работ, связанных с исполнением договоров, поступлением и расходованием средств избирательного фонда), юрист по работе с оппонентами — специалист в области избирательных прав (следит за деятельностью конкурентов, реагирует на нарушения законодательства с их стороны, принимает меры в отношении конкурентов).

Юридическая служба штаба находится в непосредственном подчинении руководителя избирательного штаба. Для достижения цели кампании крайне важно обеспечить участие руководителя юридической службы в принятии стратегических решений, наладить взаимодействие с другими подразделениями (группами) штаба.

Достижение цели на выборах зависит от большого количества факторов, однако грамотное юридическое сопровождение, безусловно, является залогом успеха избирательной кампании.