Владение информацией
владение информацией

Владение информацией

Сегодня практически каждый понимает, что иметь важную информацию значит иметь власть; уметь отличать важную информацию от неважной означает обладать еще большей властью; возможность распространять важную информацию или умалчивать о ней означает иметь двойную власть.

На сегодняшний день информация перестала быть просто результатом и целью коммуникации. На данном этапе развития общества информация является неким системообразующим и развивающим началом любого общественного явления. Применительно к социальной структуре современной России данная сущность информации выражается в двух процессах: с одной стороны — она выступает как критерий социальной дифференциации, а с другой организующим и стабилизирующим фактором, подвергаясь влиянию процессов происходящих в едином мировом информационном пространстве.

Сегодня получать информацию любой член общества может как при непосредственной коммуникации с другими членами общества, так и при опосредованной коммуникации — через средства массовой информации или через информационные ресурсы государства и общества с помощью современных средств вычислительной техники, связи и телекоммуникации.

Необходимую информацию человек получает из непосредственного опыта, личного общения, а также из разнообразных источников информации (книги, радио, телевидение, журналы, газеты, различные информационные системы и др.) Причем закономерностью общественного развития является преобладание и резкое увеличение доли информации, получаемой из информационных источников, нежели из непосредственного опыта и личного общения.

В процессе освоения информации складывается целый пласт социальных отношений, который может содержать как элементы борьбы, так и сотрудничества. Субъектами отношений, сложившихся в результате освоения информации могут выступать в большей или меньшей мере различные возрастные группы. Различия в освоении информации между различными возрастными группами, прежде всего, обусловлены, их образом жизни, который сегодня меняется у большинства членов российского общества под воздействием информатизации. Собственно нас интересует прежде всего вопрос о том, как граждане используют информацию для формирования политических предпочтений из которых и складывается общественное мнение.

Уровень информированности различных социальных групп определяется их информационной культурой, а также полнотой, точностью, достоверностью и своевременностью предоставления информации, необходимой каждому члену общества в процессе выполнения им всех общественно значимых видов человеческой деятельности.

Можно с уверенностью утверждать, что наиболее полное освоение информации ведет не только к стиранию резких перепадов в уровне жизни различных слоев населения, но и в целом к стабилизации социальной обстановки. Становление единого информационного пространства превращает общество из рыхлой совокупности социальных групп в целостную систему, обладающую внутренним единством. И положение каждой из социальных групп определяется ходом развития этой единой системы. Свободный доступ к информации ведет к уравниванию положения всех индивидов, а преобладание той или иной социальной группы определяется собственно их усилиями и действиями. Мы согласны с мнением высказанным в литературе, что граждане различаются по уровню своего внимания к политике и, следовательно, по степени подверженности влиянию политической информации и аргументации содержащейся в СМИ. Способности людей критически оценивать и реагировать на аргументы с которыми они сталкиваются, также различны и определяются степенью их осведомленности в политике. Наконец, граждане, за редким исключением, обычно не обладают фиксированными установками по каждому вопросу задаваемому интервьюерами, они скорее «конструируют свои мнения» по мере того как они сталкиваются с новыми вопросами или новым, или неожиданным, взглядом на проблему.

Любое изменение информационной ситуации порождает определённые трудности для социологического исследования современных информационных процессов, заставляя пересматривать некоторые казавшиеся решенными вопросы теории, объяснять новые понятия, вводить не употребляемые ранее термины. Немаловажно и то, что от первоначальных эмоциональных оценок необходимо переходить к строго научному исследованию. Сегодня это сложная задача: деятельность СМИ нуждается в глубоком анализе и серьезном обдумывании.