Формирование общественного мнения в период избирательной компании
Формирование общественного мнения

Формирование общественного мнения в период избирательной компании

В период избирательных кампаний общественное мнение отражает отношение определенных групп людей, объединенных территориально (избирательный округ, область, и т.д.), а также имеющими общие проблемы (безработица, низкие социальные выплаты, дорогое жилье) к определённому политическому субъекту (кандидат, политическая партия). В рамках избирательных кампаний, в зависимости от целей, инструментов и каналов проведения политической агитации, общественное мнение возможно формировать, а также корректировать исходя из реакции электората.

Таким образом, в рамках избирательных кампаний, общественное мнение — важнейший объект воздействия государства, СМИ, политических субъектов и других заинтересованных субъектов. В рамках изучения общественного мнения в период избирательных кампаний оно представляет собой важнейший источник получения информации о существующих проблемах и потребностях избирателей, а также их реакции избирателей на агитацию политика и партии. С социальной точки зрения общественное мнение есть важнейший источник информации об интересах граждан, механизм выражения их отношения к власти и ее конкретным действиям. Можно выделить несколько признаков общественного мнения:

  • Включает не всю сумму мнений избирателей, а лишь мнения относящиеся к определенной изучаемой ситуацией. По отношению к ней, избиратели выступают как общественная группа;
  • В зависимости от конкретных ситуаций, общественное мнение по отношению к одному и тому же объекту может быть полностью противоположным. Необходимо учитывать контекст, в котором находятся избиратели;
  • Только после выражения мнения оно приобретает статус общественного. До этого момента, не высказанное мнение считается индивидуальной точкой зрения отдельных людей;
  • Общественное мнение характеризуется относительной определенностью и постоянством в течении определенного периода времени.

Функциями общественного мнения являются: общественный контроль, экспрессия, консультативная и директивная. Как инструмент контролирования социума, общественное мнение быстро и четко реагирует на происходящие в обществе и государстве экономические, политические и другие процессы, затрагивающие интересы больших групп людей.

Ещё одной функцией общественного мнения является экспрессивная функция, выражающаяся в трансляции определенной позиции социума в отношении фактом и явлений. Такая функция позволяет общественному мнению, или гражданскому обществу, контролировать деятельность органов власти, реагируя на их деятельность.

В некоторых странах распространена консультативная функция общественного мнения, заключающаяся в проведении опросов, опросов населения, результаты которых используются для устранения тех или иных проблем. Через выявление слабых и сильных стороны различных позиций, оно вынуждает политически субъекты корректировать свою деятельность.

Директивная функция — обязательный фактор для реализации результатов опроса. Примером данной функции может служить референдум, петиция и др.

Одним из эффективных инструментов формирования общественного мнения в рамках избирательных кампаний является технология лидеров мнений.

Лидеры мнений — люди, влияющие на: суждения, действия, а также оценку каких-либо событий, фактов или явлений, определенных групп людей, в сознании которых данный человек имеет статус лидера. Такой человек отличается лучшей информативностью, более высоким социальным статусом, и возможностью влияния на людей. В рамках избирательных кампаний, лидеры мнений формируют общественное мнение определенных групп людей в отношении агитации, или политической программы политических субъектов.