Выборы муниципальных депутатов
выборы муниципальных депутатов

Выборы муниципальных депутатов

Муниципальный депутат – это депутат от самого маленького территориального деления – муниципалитета: в России их всего 22 327. Муниципалитет – это район в мегаполисе, небольшой город в провинции, или целое сельское поселение. B каждом из этих районов каждые несколько лет проходят выборы муниципальных депутатов – людей, которые занимаются вопросами комфортной жизни россиян на самом локальном уровне.

B России около 70 тысяч муниципальных депутатов

Совет депутатов муниципальных образований — представительный орган местного самоуправления. Его членов выбирают на народном голосовании по одномандантным и (или) многомандатным избирательным округам сроком на пять лет. По закону № 38 баллотироваться может любой гражданин России, достигший 18 лет.

Но надо понимать, что муниципальное депутатство — скорее общественная работа, чем реальная. Зарплату за нее не платят; платят компенсацию раз в квартал за переданные полномочия от мэрии в размере около 15 000 рублей в месяц. Также муниципальным депутатам, помимо корочки, предоставляют бесплатный проезд на общественном транспорте.

Выборы муниципальных депутатов назначают районные муниципальные собрания. Всего в Москве — 124 района плюс Новая Москва. Так как по федеральному закону выборы муниципальных депутатов должны проходить в один день, все они будут назначены на сентябрь. Официально об этом объявят в июне. После чего у потенциальных кандидатов будет 30 дней на выдвижение и регистрацию.

С 2012 года, когда выборы муниципальных депутатов проводились в последний раз, были значительно увеличены размеры избирательных округов. Это, а также гарантированная низкая явка — выборы муниципальных депутатов совпадают с периодом отпусков, — осложняет проведение предвыборных кампаний. Но победить на выборах можно. Для этого нужно выработать определенную стратегию и тактику, а также разобраться в устройстве избирательного процесса.

Главная привилегия муниципальных депутатов — легитимность. Они единственные общественные деятели в районе, за которых проголосовали на выборах. Тогда как префекта, главу управы и чиновников городских департаментов спускают сверху.

По закону в одиночку депутат может только отклонить решение о проведении капитального ремонта. Другие решения требуют большинства в Совете. Тем не менее за последние несколько лет депутатам удалось многое — они останавливали точечные застройки, срывали заключения коррупционных контрактов, меняли планы по благоустройству районов, спасали парки от вырубки, боролись со свалками и влияли на изменение системы работы общественного транспорта. Получается, что муниципальный депутат — такой локальный супермен.

Гарантированность местного самоуправления состоит в формировании системы правовых гарантий защиты местного самоуправления, признаваемого формой самостоятельного осуществления народовластия: российская Конституция провозглашает существование местной публичной власти. В основе данного принципа лежит децентрализация государственного управления, разграничение системы полномочий на уровне муниципального управления между органами государственного управления федерального и регионального уровня, а также органами управления муниципальных образований.

Гарантируя местному самоуправлению определенную самостоятельность в границах выделенных ему полномочий, государство признает:

  • во-первых, наличие прав у должностных лиц и органов муниципального управления в отношении вопросов их ведения на издание или принятие нормативно-правовых актов;
  • во-вторых, обязательный характер решений, которые приняты посредством прямого волеизъявления населения муниципального образования, решений органов муниципального управления, решений должностных лиц муниципального управления, находящихся в пределах их компетенции. Отказ от исполнения указанных решений предполагает несение ответственности в соответствии с принятым законодательством;
  • в-третьих, свободу функционирования органов муниципального управления при реализации собственных инициатив по любым вопросам, прямо не входящим в сферу их компетенции, но и не включенным в предметы ведения каких-либо иных органов власти;
  • в-четвертых, возможность делегирования органам муниципального управления отдельных государственных полномочий;
  • в-пятых, осуществление муниципального управления на территории всей Российской Федерации в различных типах муниципальных образований.

Основу правовых гарантии местного самоуправления составляет признание права граждан на его осуществление, предусмотренное на конституционном уровне. Реализация это этой гарантии осуществляется посредством прямой или представительной демократии, учитывающей исторические и местные традиции. Вне зависимости от численности населения поселений не может быть произведено лишение права этого населения на осуществление местного самоуправления.

Организационная самостоятельность местного самоуправления гарантируется государством посредством установление следующих принципиальных основ:

  • исключение органов муниципального управления из системы органов государственного управления;
  • самостоятельность населения при определении структуры органов муниципального управления;
  • запрет на участие органов государственной власти и должностных лиц государства в образовании органов муниципального управления, назначение должностных лиц муниципального управления;
  • запрет на участие органов государственного управления и должностных лиц государства в осуществлении местного самоуправления;
  • возможность признания недействительным или отмененным решения органов муниципального управления и должностных лиц муниципального управления только по их собственному решению или по решению суда;
  • невключение муниципальных служащих в состав государственных служащих.

Российское законодательство предоставляет местному самоуправлению финансово-экономическую самостоятельность. На конституционном уровне признается и защищается муниципальная форма собственности наряду со всеми иными формами собственности, принятыми в Российской Федерации.

Федеральные и региональные органы государственного управления обеспечивают формирование муниципальным образованиям минимальных муниципальных бюджетов за счет открепление в их пользу части доходных источников федерального и регионального уровня.

Указанные доходы обеспечивают покрытие минимально необходимых расходов. Состав этих расходов устанавливается на региональном уровне посредством разработки системы нормативов. На органы муниципального управления возлагается обязанность обеспечения потребностей населения муниципальных образований в услугах муниципального управления на уровне, соответствующем минимальным государственным социальным стандартам.

При делегировании муниципальным органом управления определенных государственных полномочий Конституция Российской Федерации гарантирует соответствующее материальное и финансовое обеспечение, включая компенсацию дополнительных расходов.

Государственные гарантии на осуществление местного самоуправления не ограничиваются формированием нормативно-правовой базы его осуществления, законодательство предусматривает возможность судебной защиты прав муниципального управления.

Органы муниципального управления могут оспорить в суде действия органов государственного управления федерального и регионального уровня, как при попытке ограничения полномочия местного самоуправления, так и при делегировании отдельных государственных полномочий.

Избирательная комиссия может отказать в регистрации кандидатского списка по следующим причинам:

  • нарушение требований, предъявляемых к порядку выдвижения списка кандидатов;
  • неполный комплект документации, необходимой для осуществления регистрации списков кандидатов, в том числе по отдельным кандидатам;
  • выявление нарушений в оформлении некоторых документов, необходимых для осуществления регистрации кандидатских списков, на день, который предшествует заседанию избирательной комиссии по регистрации кандидатских списков;
  • выявление факта наличия в подписях избирателей, которые необходимы для регистрации кандидатского списка, подписей, собранных в запрещенных для сбора местах в количестве, превышающем 10% от их общего числа. При необходимости представления в поддержку кандидатского списка более 200 подписей и выявлении 10% недостоверных из числа подписей, которые отобраны для проведения проверки, списку отказывают в регистрации;
  • сбор подписей в недостаточном количестве;
  • нарушение требований относительно создания избирательного фонда;
  • финансирование избирательной кампании за счет средств, не входящих в избирательный фонд, в размере, превышающем 5% от предельного норматива избирательного фонда;
  • превышение предельной величины избирательного фонда более чем на 5%;
  • установление в судебном порядке факта несоблюдения избирательными объединениями и отдельными кандидатами требований федерального законодательства;
  • выявление факта неоднократного использование преимуществ служебного или должностного положения членами избирательных объединений или инициативных групп;
  • выбытие кандидатов, приводящих к недостаточной численности их региональных групп;
  • установление в судебном порядке фактов подкупа избирателей со стороны избирательного объединения, его доверенных лиц, уполномоченных представителей, иных лиц, которые действовали от лица избирательного объединения.

Значение выборов в муниципалитет проявляется не только в том, что они позволяют формировать органы муниципального управления представительного характера и замещать посты должностных лиц муниципального образования. Фактически значение муниципальных выборов существенно шире. Результаты выборов позволяют получать общественную оценку проводимой органами муниципального управления политики социально-экономического развития территории муниципального образования. Недовольство политикой муниципальной власти может привести к смене главы муниципального образования и сместить политическую расстановку в законодательном органе.

Также выборы в муниципалитет позволяют местному населению сформировать кадровый резерв муниципальных служащих из кандидатов в депутаты или на замещение постов должностных лиц муниципального образования.

Кроме того, программы развития муниципального образования в социально-экономическом плане, предложенные кандидатами на выборные должности, могут быть использованы органами муниципального управления для внедрения в их деятельность.