Политические технологии
политические технологии

Политические технологии

Политические технологии — это достаточно новое явление в мире политики, присущее демократическим странам с рыночными отношениями. Политические технологии ускоряют развитие общества, защищают его информационное пространство и владение информацией, совершенствуют политическую систему и политический рынок. Политические технологии подошли к рубежу избирательных технологий, когда необходимо принимать принципиально другие, новые подходы. Политические технологии работают не только с политическим сознанием избирателя, но и ориентированы, в основном, на поле подсознания массового избирателя. Новые политические технологии и новый этап политического консалтинга ориентированы на возможности примирения, на согласование конкурирующих интересов, в меньшей степени они будут работать с избирателем, а больше внутри конкурирующих элитных групп.

К наиболее разработанным политическим технологиям относят: политические технологии управления (политический менеджмент), избирательные технологии, имиджелогию (политический имидж), информационные технологии, политический PR , политический консалтинг (политический консультант), создание политической рекламы и организацию политической рекламы, а так же политический маркетинг.

Политические технологии управления (политический менеджмент) — это особый раздел прикладной политологии, это теория и практика политического управления, методология и методика выработки политических решений и технологий их осуществления. К политической технологии управления также можно отнести политическое прогнозирование, планирование и программирование, политические технологии управления рисками, кризисные технологии и антикризисные политические технологии.

Содержание политических технологий и процедур формирования государственной политики определяется конкретными государственными программами, которые зачастую связаны с решением межведомственной проблемы или задачи, решаемых одним ведомством. В зависимости от этого применяемые техники и методики определения программных целей будут в большей или меньшей степени связаны с координацией, с механизмами согласования действий различных структур государства. Политические технологии формирования и проведения государственной политики определяются в зависимости от выбора предмета и характера    государственного    регулирования,    финансовых    возможностей государства и ряда иных факторов.

Политические технологии управления в теоретическом объяснении и в практическом применении конкретизируются до процесса определения целей, задач и способов связанных с управленческим взаимодействием, выработки, принятия и реализации политических решений. В политическом управлении обоснование данного процесса осуществляется в первую очередь по шкале интересов и во вторую по шкале возможностей.

Шкала интересов представляет собой ранжирование политических
пристрастий и ожиданий субъектов управления, а зачастую и граждан
(электората) в сфере разрабатываемого и принимаемого политического решения. Указанная шкала используется при выработке и принятии решений, наиболее отвечающих репутации и имиджу политика, харизме или особым способностям политического лидера.

Шкала возможностей включает основные ожидаемые варианты протекания политических технологий и политического процесса по степени вероятности их наступления. Принятие политического решения по шкале возможностей представляет сравнение и соотнесение целей политического управления и возможных издержек на их осуществление.

К следующему виду политических технологий можно отнести избирательные технологии. Они определяются как совокупность способов воздействия на массы с целью повлиять на электоральное поведение и побудить их отдать свои голоса за определенного кандидата (так называемая психология толпы). Указанное определение этим политическим технологиям дал А.И. Соловьев, особенность этих политических технологий заключается в нацеленности на включение социально-психологических механизмов, регулирующих поведение избирателей, обращение к убеждениям граждан, их ценностным ориентирам, политическим интересам, настроениям, устремлениям.

Современный подход к политическим технологиям отличается осознанием необходимости органического соединения практического опыта политической борьбы и научного знания не только в области прикладной политологии но и знаний в различных отраслях, к которым можно отнести политический маркетинг и все его составляющие. Необходимо не только знать хорошо зарекомендовавшие   себя на практике приемы предвыборной борьбы,   но   и   понимать глубинные причины успеха или неудачи конкретных политических технологий. Такое понимание становится возможным лишь в том случае, если организаторы предвыборной кампании владеют необходимыми теоретическими и практическими знаниями, способны адекватно оценивать ситуацию, выявить тенденции развития массовых настроений, выявить те «болевые точки» в сознании и мотивации электората, воздействие на которые может привести к изменению их поведения и убеждений в нужном для организаторов (политтехнолога) направлении. Данное обстоятельство вынуждает организаторов избирательных кампаний обращаться к помощи профессионалов — людей специализирующихся в области политических технологий, обладающих соответствующими знаниями, умениями, навыками и опытом.

Наиболее значимой для политиков является задача получения или удержания власти с помощью выборов. Поэтому политическая технологизация избирательного процесса перспективная и основополагающая отрасль прикладной политологии как в системе наибольшей востребованности, так и высокой рентабельности.

Практика выборов различных уровней показывает, что большинство политических технологий, избирательных стратегий и соответствующих тактических приемов воздействия на политическое сознание электората основаны на политических манипуляциях и нацелены на формирование имиджей и контримиджей кандидатов. Основным является — внедрить нужный образ в сознание и подсознание, вызвать симпатию (или антипатию) к конкретному кандидату, конкретной платформе.

Политические технологии как систему средств, способов, приемов, форм, стратегии и тактики решения задач избирательной кампании рассматривать необходимо в двух аспектах:

Первое — с точки зрения создания и функционирования организационно-правовой инфраструктуры выборов, избирательного законодательства, системы избирательных комиссий, конфигурации избирательных округов и т.д.

Второй аспект — политические технологии в рамках отдельной избирательной кампании, позволяющие кандидату на выборную должность и его команде в рамках избирательного маркетинга добиться максимального воздействия на избирателей для достижения целей избирательной кампании.

Основу политического маркетинга в рамках всесторонних политических технологий составляет всестороннее изучение политических потребностей социальных групп, общностей, действующих на политическом рынке, создание необходимых предпосылок для превращения  ожиданий электората в реальный потребительский спрос на конкретного политика, политическую программу и для последующего удовлетворения этого спроса. Политический маркетинг как разновидность политических технологий в рамках избирательного процесса, формируется зачастую путем перенесения технологий коммерческого маркетинга в сферу борьбы за получение власти и ее реализацию.

Без квалифицированного и профессионального обеспечения избирательных кампаний сегодня на выборах победить практически невозможно. Свою эффективность политические технологии уже доказали и крайне опрометчиво отказываться от наработок различных приемов коммуникативного воздействия на население.