Политический рынок
политический рынок

Политический рынок

Политический рынок имеет свою историю. Ещё теоретики Общественного выбора рассматривали особенности функционирования политического рынка. Во второй половине XX века развитие политической науки приимущественно в США отмечено образованием новой и очень влиятельной исследовательской парадигмы, основывающейся на идеях неоклассической экономической теории.

В отличие от рынка коммерческого для политического рынка основополагающими являются такие формы борьбы за избирателя (покупателя) как недобросовестная конкуренция, ведущаяся методами, связанными с нарушением установленных, например, как на коммерческом рынке норм и правил конкуренции.

Такими методами или можно сказать политическими технологиями выступают:

а) тайный сговор;

б) создание тайных союзов;

в)  ложная   информация   и  реклама;  

г)  информация,   порочащая  честь  других участников рынка;

д) копирование образцов (выведение двойников) конкурентов;

е) политический шпионаж. 

Это далеко не полный перечень неправомерных политических технологий борьбы, активно используемых на политическом рынке в ходе предвыборной компании.

Результатом подобного в отдельных субъектах РФ становится превращение политического рынка в псевдорынок на практике, где «продавцы» имеют возможность и по сей день игнорировать интересы «потребителей», использовать жесткие политические манипуляции недобросовестной конкуренции и воздерживаться от применения методов добросовестной политической конкуренции.

Изменения политического рынка в современной России — как позитивные, так и иллюстрирующие восстановление отдельных черт командной экономики в регулировании политического обмена — связаны с динамикой отдельных элементов политической системы РФ. Речь идет, во-первых, о динамике избирателей, их предпочтений, социальной структуры, изменении уровня жизни, изменения социальной позиции и росте политической культуры. Во-вторых, о развитии субъектов политической власти, их профессионализме, понимании нюансов социального управления в настоящий период. В-третьих, речь идет о  роли «арбитра» политического противоборства — государства, на ровне с этим бюрократии, власть от его лица. Сегодняшнее изменение сил на политическом рынке можно охарактеризовать тремя словами: огосударствление политического пространства.

В настоящее время можно сказать, что, нынешние формы регулирования электорального процесса становятся тоньше, чем это было в советские времена, и не сводятся исключительно к админист­ративному давлению. В условиях информационного общества такие задачи решаются лишь через управление политическими коммуникациями.

Суммируя вышесказанное, напрашивается вывод, что нынешняя власть сознательно разрушает институциональные основания политического рынка, лишая граждан возможности реального политического выбора.

Безальтернативный механизм постановки целей всегда заканчивается капсулированием режима, разрушением зачатков демократии и вырождением политики как формы регулирования социальных отношений.