Политический маркетинг
политический маркетинг

Политический маркетинг

Посвященные политическому маркетингу публикации российских авторов, так же, как и работы их западных коллег, поначалу были отмечены и представляли собой методические вариации о том, как победить на выборах. В последнее время создаются и печатаются труды научного характера, позволяющие констатировать появление в России маркетологов не только практиков, но теоретиков.

Согласно данным политического словаря В.Ф.Халипова понятие политический маркетинг , охарактеризован как «разновидность политических технологий, представляющих собой комплексную систему методов и приемов целенаправленного воздействия на различные социальные, национальные и общественные группы».

Большая часть российских политологов пришли к пониманию политического маркетинга более узко. Многие считают политический маркетинг частью политического менеджмента. 

Маркетинговый подход (всюду,  не только  в политическом  маркетинге) означает, что процесс осуществления маркетинговой деятельности условно разделяется на три основных блока:

исследования определенного сегмента рынка, покупателя и т.п.;

разработка технологий и др. мероприятий по реализации маркетингового решения;

реализацию, внедрение технологий, мер, собственно, управление маркетингом.

Если исходить из подобного подхода, то процесс политического маркетинга распадается на три составляющие:

—   исследование политического рынка, сбор и систематизация о нем разнообразной
информации, анализ специфики «политического товара», исследование потенциальных
и реальных его потребителей и т.п.;

—  политико-инженерная деятельность, т.е. разработка проектов и технологий, задачами которых является регулирование политического рынка;

—   управление политическим маркетингом, т.е. планирование и реализация
системы подготовленных маркетинговых мероприятий и политических технологий, контроль  их осуществления и т.п. 

Подводя итог вышесказанному, политический маркетинг позволяет решать различные политические задачи. Первоначально решением этих задач занимались одни и те же люди. Однако возрастание значения политического маркетинга в современном политическом процессе России привело к изменению и профессионализации деятельности в этой области. Появился политический консультант, специализирующийся на решении различных политических задач или как его еще называют политтехнолог.

В настоящее время можно говорить о следующих основных видах политического маркетинга: политическая имиджелогия, политический PR, электоральный маркетинг, политический брендинг, регулирование политических конфликтов, лоббистская деятельность, заключение политических союзов и соглашений.

Одним из важных видов политического маркетинга в современных условиях
нынешней действительности является   политический   пиар.   Главной   задачей   политического   PR   является формирование   в    массовом    сознании    узнаваемого    положительного    образа политического деятеля или политического движения, партии.

Следует отметить, что политический маркетинг часто путают с понятием политическая реклама, пропагандой. Каждый из этих терминов может обозначать родственные, но вполне самостоятельные функции как политической, так и предпринимательской структуры.

Как было сказано выше, технологии политического маркетинга в состоянии решать множество задач, в числе которых и политико-административное управления. 

Политический маркетинг в рамках государственного управления позволяет реализовывать такие задачи как:

коррекция поведенческих моделей, сформировавшихся у определенных социальных групп и представляющих угрозу для политического порядка;

внедрение в социальную практику идей, ценностей, поведенческих алгоритмов, представляющихся как положительные так и «иные тенденции»;

оказание теоретико-методологической помощи в реформировании структур и содержания государственного управления.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, политический маркетинг, являясь одновременно политической концепцией и разновидностью политических технологий, является предметом изучения прикладной политологии и в состоянии решать практически любые политические задачи.

Политический маркетинг, как и маркетинг социальный, является политической технологией регулирования отношений в области политики и политических процессов. В данном случае я говорю о политическом рынке.