|
|
Политический маркетинг
Посвященные политическому маркетингу публикации российских авторов, так же, как и работы их западных коллег, поначалу были отмечены и представляли собой методические вариации о том, как победить на выборах. В последнее время создаются и печатаются труды научного характера, позволяющие констатировать появление в России маркетологов не только практиков, но теоретиков. Согласно данным политического словаря В.Ф.Халипова понятие политический маркетинг , охарактеризован как «разновидность политических технологий, представляющих собой комплексную систему методов и приемов целенаправленного воздействия на различные социальные, национальные и общественные группы». Большая часть российских политологов пришли к пониманию политического маркетинга более узко. Многие считают политический маркетинг частью политического менеджмента. Маркетинговый подход (всюду, не только в политическом маркетинге) означает, что процесс осуществления маркетинговой деятельности условно разделяется на три основных блока: исследования определенного сегмента рынка, покупателя и т.п.; разработка технологий и др. мероприятий по реализации маркетингового решения; реализацию, внедрение технологий, мер, собственно, управление маркетингом. Если исходить из подобного подхода, то процесс политического маркетинга распадается на три составляющие: — исследование политического рынка, сбор и систематизация о нем разнообразной — политико-инженерная деятельность, т.е. разработка проектов и технологий, задачами которых является регулирование политического рынка; — управление политическим маркетингом, т.е. планирование и реализация Подводя итог вышесказанному, политический маркетинг позволяет решать различные политические задачи. Первоначально решением этих задач занимались одни и те же люди. Однако возрастание значения политического маркетинга в современном политическом процессе России привело к изменению и профессионализации деятельности в этой области. Появился политический консультант, специализирующийся на решении различных политических задач или как его еще называют политтехнолог. В настоящее время можно говорить о следующих основных видах политического маркетинга: политическая имиджелогия, политический PR, электоральный маркетинг, политический брендинг, регулирование политических конфликтов, лоббистская деятельность, заключение политических союзов и соглашений. Одним из важных видов политического маркетинга в современных условиях Следует отметить, что политический маркетинг часто путают с понятием политическая реклама, пропагандой. Каждый из этих терминов может обозначать родственные, но вполне самостоятельные функции как политической, так и предпринимательской структуры. Как было сказано выше, технологии политического маркетинга в состоянии решать множество задач, в числе которых и политико-административное управления. Политический маркетинг в рамках государственного управления позволяет реализовывать такие задачи как: коррекция поведенческих моделей, сформировавшихся у определенных социальных групп и представляющих угрозу для политического порядка; внедрение в социальную практику идей, ценностей, поведенческих алгоритмов, представляющихся как положительные так и «иные тенденции»; оказание теоретико-методологической помощи в реформировании структур и содержания государственного управления. На основании изложенного можно сделать вывод о том, политический маркетинг, являясь одновременно политической концепцией и разновидностью политических технологий, является предметом изучения прикладной политологии и в состоянии решать практически любые политические задачи. Политический маркетинг, как и маркетинг социальный, является политической технологией регулирования отношений в области политики и политических процессов. В данном случае я говорю о политическом рынке. |