Выборы в муниципалитет
муниципальные выборы

Выборы в муниципалитет

Государственно-территориальное устройство России характеризуется как сложное. Единая территория страны формируется из территорий ее регионов, что предполагает деление публичной власти в государстве на два уровня – федеральный и региональный. При этом регион не является меньшим административно-территориальным образованием в стране, третий уровень организации публичной власти в России – это местный уровень. Местное самоуправление организуется в муниципальных образованиях, мельчайших административно-территориальных образованиях, обладающих самостоятельностью и относительной автономностью в решении вопросов социально-экономического развития территории.

На территории страны муниципальное образование может организовываться в форме поселений городского или сельского, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения. Это административно-территориальная единица располагает собственной системы органов публичной власти, собственной нормотворческая базой, собственными материально-техническими ресурсами и социально технической инфраструктурой.

Организация самостоятельного публичного управления на уровне муниципального образования является важнейшей гарантией суверенитета народа.

Муниципальное образование формируется как административно-территориальная единица, в рамках которой население определенной территории реализуют свое право на суверенитет. Такое право может быть реализовано населением либо непосредственно через такие институты как референдум, выборы, сход граждан или опосредованно через своих представителей в органах власти. При этом организация муниципального управления требует привлечения ресурсов как финансово материальных, так и социально технических. Отсюда, структурно муниципальное образование можно охарактеризовать как систему находящихся в постоянном взаимодействии и взаимосвязи следующих элементов:

Субъекты управления муниципальным образованием.

К их числу относятся:

  • непосредственно населением муниципального образования;
  • система органов муниципальной власти: представительный орган, орган, реализующий исполнительно-распорядительные функции в муниципальном образовании, должностное лицо, возглавляющее систему публичной власти на уровне муниципального образования. Названные субъекты оказывают непрерывно управленческое воздействие на муниципальные отношения для обеспечения социально-экономического развития муниципального образования.

Объект управленческого воздействия составляют муниципально-правовые отношения, которые, в свою очередь, объединяют:

  • отношения, опосредующие организацию системы местного самоуправления;
  • отношения, возникающие при решении вопросов местного значения населением территории, входящей в состав конкретного муниципального образования, образуемыми населением институтами гражданского общества, органами муниципального образования, должностными лицами местного самоуправления и пр.;
  • отношения, которые опосредуют реализацию органами муниципального образование переданных им государством полномочий.

Нормативно-правовая база местного самоуправления. Управленческое воздействие системы публичной власти муниципального образования на объект муниципального управления подвергается правовой регламентации. Муниципальные правоотношения регулируется как актами федерального и регионального законотворчества, так и актами местного нормотворчества.

Ресурсы, обеспечивающие организацию и функционирование публичного управления на уровне муниципального образования. Организация управленческого воздействия требует, в свою очередь, привлечение ресурсов обеспечения деятельности системы органов муниципальной власти. Это финансовые, материально-технические, трудовые и иные виды ресурсов. Без их привлечения у властных субъектов отсутствует фактическая возможность реализации властных полномочий. Так, в частности, муниципальное образование для реализации самоуправления обладает собственными финансовыми ресурсами, собственным бюджетом, собственным муниципальным имуществом и финансами, привлеченными с помощью установления местных налогов. Кроме того, финансовые ресурсы поступают в муниципальное образование в виде части региональных и федеральных налогов, а также ресурсов, предоставленных государством для реализации муниципальных образований передана государством полномочий

Основную функцию по фактической организации и проведению управленческого воздействия в муниципальном образовании реализуют органы местного самоуправления. В муниципальном образовании учреждается представительный орган публичной власти, который решает задачи правового регулирования муниципальных отношений, в том числе порядок разработки, исполнении, представления отчетности об исполнении местного бюджета, порядок распоряжения муниципальной собственностью и другие.

Исполнительно-распорядительные функции реализуют высшее должностное лицо в системе публичной власти муниципального образования и высший исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, чаще всего это администрация.

Исполнительный орган структурно состоит из отделов, управлений, комитетов и др., которые реализуют исполнительно-распорядительные функции в конкретной сфере общественных отношений. Это могут быть комитеты образования, здравоохранения и др. При этом такое структурное подразделение в составе органа исполнительной власти обладает правовым статусом юридического лица. Организация и функционирование названных структурных подразделений реализуется на основании положений. Порядок принятия таких положений предусматривается уставом муниципального образования.

Все в России знают o депутатах Госдумы: их всего 450, мы каждый день видим их в телевизоре, они принимают законы, по которым живет вся страна. Однако большинство вопросов, непосредственно касающихся качества повседневной жизни вокруг решают совсем не они – a муниципальные депутаты. В соответствии с российским законодательством муниципальные выборы представляют собой форму прямого волеизъявления населения, гарантированную Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями и законодательством регионального уровня, уставами муниципальных образований, и реализуемую с целью создания органа муниципального управления или предоставления полномочий должностным лицам.

Выборы в муниципалитет делятся на следующие виды:

  • во-первых, основные выборы, то есть те выборы, которые проводятся в соответствии с предусмотренной законом очередностью по истечении срока полномочия должностных лиц муниципальных образований и депутатов органов муниципального управления представительного характера;
  • во-вторых, досрочные выборы, то есть те выборы, которые обусловлены преждевременным прекращением исполнения полномочий выборными должностными лицами муниципального образования;
  • в-третьих, повторные выборы, то есть те выборы, которые проводятся вместо основных, признанных по ряду причин либо несостоявшимися, либо недействительными;
  • в-четвертых, дополнительные выборы, то есть те выборы, которые проводятся в связи с преждевременным прекращением исполнения полномочий депутатом, избранным по одномандатному избирательному округу.

Проведение основных муниципальных выборов осуществляется в сроки, установленные законом и уставом муниципального образования по окончании полномочий избранных должностных лиц и членов выборного органа. Срок действия полномочий выборных должностных лиц и депутатов представительного органа определяется в уставе муниципального образования и ограничен периодом от 2 до 5 лет.

Основанием для проведения досрочных выборов в муниципалитет могут выступать:

  • во-первых, отзыв депутатов избирателями;
  • во-вторых, признание судом неправомочности состава представительного органа;
  • в-третьих, роспуск представительного органа в соответствии с законодательством.

Проведение повторных выборов в муниципалитет осуществляется при выбытии всех кандидатов или признании результатов выборов недействительными, а также при признании выборов в муниципалитет несостоявшимися.

Проведение дополнительных выборов в муниципалитет осуществляется при досрочном прекращении полномочий депутатов одномандатного избирательного округа. Проведение таких выборов считается нецелесообразным, если срок избрания не превышает 1 года.

Население муниципального образования обладает пассивными и активными избирательными правами. Активное избирательное право предоставляется тем гражданам, которые на день голосования достигли возраста 18 лет. Пассивное избирательное право требует достижения возраста 21 года.

Нормативно-правовая база проведение муниципальных выборов формируется четырехуровневой системой нормативных документов:

  • первый уровень представлен международными документами, декларирующими принцип выборности органов муниципального управления;
  • второй уровень представлен федеральным законодательством Российской Федерации, в том числе и Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправление в Российской Федерации» и так далее;
  • третий уровень представлен региональным законодательством, конкретизирующим порядок проведения выборов в муниципалитет на территории муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации;
  • четвертый уровень представлен уставами муниципальных образований.