Муниципальные выборы
муниципальные выборы

Муниципальные выборы

Важную роль в системе нормативно-правовых актов, регулирующих выборы глав муниципальных образований, играют уставы муниципальных образований. Не все вопросы, связанные с проведением муниципальных выборов, регулируются федеральными законами и законами субъектов РФ.

 Жители муниципального образования самостоятельно устанавливают структуру органов и должностных лиц местного самоуправления и период, в рамках которого они исполняют свои полномочия.

Порядок подготовки и проведения муниципальных выборов регламентируется избирательным законодательством Российской Федерации и ее субъектов. Мы считаем данное положение не совсем верным.

В обоснование нашей позиции приведем законодательно закрепленное положение о том, что выборы в муниципальном образовании проводятся за счет средств местного бюджета.

Можно предположить, исходя из смысла данной нормы, что именно органы местной власти должны решать, позволяют ли имеющиеся у муниципального образования средства обеспечить реализацию выборов, например, по одномандатным округам.

Представительным органом может быть принято решение о проведении и многомандатных выборов, так как это требует меньшего объема ресурсов.

Конечно, полный «спуск» данных полномочий на нижний уровень приведет к тому, что субъекты РФ будут заниматься установлением только количественных характеристик при проведении муниципальных выборов. Поэтому вопрос расширения полномочий органов местного самоуправления является по вопросам правового регулирования выборов муниципального образования является дискуссионным.

Представляется целесообразным решать данный вопрос через дифференцированный подход к нормативно-правовой регламентации выборов муниципальных образований на уровне субъектов РФ, а также путем «спуска» на уровень муниципальных образований полномочий по регламентации некоторых вопросов.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос пассивного избирательного права в муниципальных образованиях.

Наша позиция, основанная на изучении российской и зарубежной практики, состоит в том, что субъектам РФ необходимо предоставить право самостоятельно регламентировать вопрос о том, чтобы для граждан РФ, которые живут на территории других муниципальных образований, предоставить пассивное избирательное право.

Гражданин, желающий быть избранным на выборную муниципальную должность обязан быть широко осведомленным о проблемах, особенностях данного муниципального образования, а также поддерживать с ним связь и «держать руку на пульсе» происходящих там событий.

Поддерживание связи может обеспечиваться не только за счет того, что лицо проживает на территории данного муниципального образования, но и за счет проживания на данной территории родственников гражданина, факта его рождения в этом месте, наличия недвижимости.

Еще одним интересным аспектом исследования является институт регистрации кандидатов на муниципальных выборах.

Подведем итоги. Проанализировав нормы действующего законодательства и опыт их применения, мы сделали вывод о том, что порядок сбора подписей не способствует выяснению личности кандидата, который на самом деле пользуется доверием жителей муниципального образования.

Установленный порядок сбора подписей является малоэффективным, так как федеральное законодательство закрепляет ограничение количества подписей, которые необходимы для регистрации лица, составляющее 2 процента.

По отношению к выборам муниципального образования это является слишком малым количеством. В данном случае можно предложить регистрировать кандидатов в автоматическом порядке для участия в выборах в представительные органы местного самоуправления или же увеличивать минимальный проходной порог.