Социальные медиа – эффективный инструмент протеста народных масс

Социальные медиа – эффективный инструмент протеста народных масс

В настоящее время социальные сети и сервисы далеко выходят за рамки обычных платформ для общения, источников информации о предстоящих событиях и бренд-маркетинга, становясь эффективным инструментом организации протеста в обществе.

Социальные медиа уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. На сегодняшний день среднестатистический интернет-пользователь зарегистрирован, как правило, в нескольких сетях и сервисах. Платформы являются качественным источником настроения людей и эффективным глашатаем предстоящих событий и грядущих изменений.

В последние несколько лет растущая популярность соц площадок обусловила появление нового аспекта их применения. Все чаще сети и сервисы используют в качестве инструмента организации и проявления протестов в обществе. Особенно это касается сети Facebook и сервиса микроблоггинга Twitter ввиду их глобальной популярности. Еще в 2008 г. с аудиторией сетей и сервисов проводил активную предвыборную работу будущий президент США Барак Обама. Не последнюю роль в самоорганизации граждан, благодаря которой стали возможными революции на Ближнем Востоке, сыграли именно соц сайты.

Массовые радикальные протесты и демонстрации социального характера, организованные с помощью сетей и сервисов.

Первой ласточкой были протесты 2008 в Египте: вначале против повышения цен на продовольствие, потом акции в поддержку забастовки рабочих на заводах в Махала аль-Кобра и т.д. Вообще тот год можно назвать в какой-то степени богатым на подобные мероприятия, организованные с помощью наиболее популярных соц платформ в глобальном масштабе – Facebook и Twitter (трудящиеся горнодобывающей промышленности в Тунисе, а также многие участники выступлений после выборов президента в Иране).

Спустя 3 года именно эти 2 социальные платформы сыграли важную роль в организации антиправительственных демонстраций в Судане, Иране, Катаре, Саудовской Аравии, Бахрейне, Йемене, Сирии, Египте, Ливии, Тунисе, Алжире. Данный период впоследствии окрестили Арабской весной, результаты который мы все прекрасно знаем. Однако, по мнению многих западных экспертов, социальные медиа все-таки не сыграли решающую роль в последствиях арабской войны, так как не были главным источником коммуникации протестантов. Они предали происходящим на тот момент процессам необходимую скорость и динамику, которых не ожидали оппоненты демонстрантов.

Сети и сервисы организовывали акции протеста не только подобного характера, приведшие к таким радикальным последствиям в обществе. Во Вьетнаме, например, активисты из социальных медиа выражали свое недовольство по поводу нарушения Китаем их границы территориальных вод в Южно-Китайском море. В Хорватии демонстранты выступали против коррупции, низких зарплат и в поддержку досрочных выборов.
Одним из ярких протестов того года, организованным непосредственно с помощью Facebook и Twitter, было выступление в Азербайджане. Оно было вызвано гибелью солдата, который умер спустя 3 месяца после призыва на воинскую службу. Его мать обратилась к обществу за помощью:

«Мой сын был избит до смерти, помогите мне наказать виновных».

Ее призыв очень быстро распространился в социальных медиа. В Facebook была создана специальная страница «Положим конец солдатским смертям», которая быстро собрала 17 тыс. кликов, выражавших согласие принять участие в митинге. И хотя в протесте участвовало меньшее количество человек, уже сам факт открытого волеизъявления граждан является большим шагом, по мнению профессора Вашингтонского университета Кэти Пирс (Katy Pearce). Акция в свою очередь возымела действие, и правительство страны отреагировало несколькими арестами и увольнениями. Однако некоторых участников демонстрации все-таки оштрафовали.

Полезный и менее радикальный опыт от Хьюстонского университета.

Хьюстонский университет (ХУ) – известное и популярное учебное заведение в США. Однако немногие знают, что стипендия аспирантов вуза, которые преподают для студентов-первокурсников, ничтожно мала и не менялась за последние 20 лет ни разу. Более того, жесткие условия контрактов, запрещающих какие-либо сторонние заработки, оставляют молодых специалистов за чертой бедности.

Недавно аспиранты Хьюстонского университета решили поменять данную ситуацию. Им удалось привлечь внимание общественности к существующей проблеме с помощью правильного использования социальных медиа.

Происходило все в несколько этапов:

1. Шумиха вокруг онлайн петиции.

Во время осеннего семестра плата за обучение поднялась на $100, однако послаблений в оплате не последовало. Не найдя поддержки со стороны деканата, аспиранты решили организовать онлайн петицию. Целью интернет-обращения было отмена надбавки на оплату за обучение и получение прибавки к стипендии. Онлайн прошение распространялось на Facebook в течение всего января. В нем говорилось, что даже не студенты Хьюстонского университета могут под ним подписаться, чтобы выразить свою солидарность. Изначально организаторами планировалось собрать 50 подписей, но уже в конце месяца под петицией подписались более 300 человек (студенты и преподаватели многих других вузов страны). В обращении было изложено 6 официальных жалоб касательно стипендии на обучение, сборов и нагрузки. Количество подписавшихся показывало, что недовольство со стороны аспирантов достигло апогея.

2. «Ребрендинг» талисмана университета на фото в аккаунтах.

В конце февраля всем аспирантам ХУ было предложено поменять свои Facebook аватары на специальную картинку. На ней изображался законтрактованный рабочий фабрики, вместо головы у него была морда пумы (талисман учебного заведения), а ниже надпись – «Ассистент английской кафедры зарабатывает $11 тыс. с 1993». Количество пользователей, изменивших свои аватары в сети, было огромным. Среди них были бывшие выпускники вуза и сторонники извне. Это значительным образом распространило информацию о ситуации во время набора абитуриентов на специальные программы с февраля по апрель и соответственно повлияло на общий процент зачисленных.

3. Facebook страница.

Попутно студенты создали специальную страницу в Facebook “UH English TFs UNITE”, призывающую объединиться за справедливое жалованье студентам-аспирантам. Изначально ее like’нуло несколько сотен пользователей (на данный момент – 1093 Like’а и 2479 человек «обсуждают это»), а контент регулярно обновлялся призывами к добровольцам, объявлениями встреч, статистикой и специальной информацией для расшэра. Большая часть публикаций побуждала пользователей поделиться ими. Когда 3 апреля студенты начали мирную сидячую демонстрацию непосредственно в офисе президента университета, на странице появилась соответствующая фотография, которой обменялись 76 раз. Многие делились ею и в своих личных Facebook аккаунтах. Таким образом, только за один день количество Like’ов “UH English TFs UNITE” выросло с 600 до 1 тыс.

4. Достучаться до журналистов с помощью Twitter.

Фотография сидячей демонстрации распространялась и в сервисе микроблоггинга. Twitter аккаунт UH English TFs UNITE активно забрасывал твитами местные СМИ, привлекая тем самым их внимание к ситуации. В результате издания Houston Chronicle, Houston Press и Chronicle of Higher Education опубликовали у себя соответствующий материал.

5. Тематические демотиваторы.

Организаторы сидячей демонстрации не забыли и о всеобщей любви интернет-аудитории к различным мемам и демотиваторам. На второй и третий день протеста студенты создали такие изображения специально для расшэра в Facebook. Один из популярных примеров гласит: «Билли Рэй Сайрус заработал с 1993 года $100 млн. , а ваш преподаватель английского в ХУ все еще не может позволить себе купить даже продукты питания».

6. Промежуточные результаты акции протеста.

После нескольких дней сидячей демонстрации и трех месяцев информационной атаки в социальных медиа аспиранты учебного заведения, скорее всего, добьются своего. Во вторник 9 апреля президент Хьюстонского университета пообещала выделить $1 млн. на решение проблем протестующих. Однако организаторы призывают сохранять спокойствие до тех пор, пока не появятся конкретные распоряжения на бумаге.

В заключение

Социальные медиа являются качественным источником поиска единомышленников. Люди приходят на платформы, чтобы общаться с себе подобными. Безусловно, на пустом месте организовать революцию с помощью соц площадок невозможно. Для этого должны быть весомые предпосылки в виде соответствующих настроений в стране, обществе, в определенных кругах. Не стоит забывать, что у сетей и сервисов как инструмента организации протестов также есть недостатки (например, доступность всем сторонам конфликта). Однако соц сайты могут качественно привлечь должное внимание общественности к острым и насущным проблемам, что впоследствии способно сдвинуть их решение с мертвой точки.
Плюсы рекламы в соцсетях.

Социальные сети приобретают все большую популярность. Согласно последним данным статистики, приблизительна одна десятая всех пользователей используют соцсети в качестве основного источника информации.

Социальная сеть – это не только личное пространство человека в интернете. Это средство общения, это особенная среда. Неудивительно, что политические рекламодатели обращают на социальные сети все больше внимания.

У размещения политической рекламы в соцсетях действительно есть свои плюсы. Например, к ним можно отнести широкие возможности таргетирования. Ваше рекламное сообщение может дойти до наиболее узкой целевой аудитории и никого больше. Вы можете рассказать о своей программе конкретно тем, кого действительно может это заинтересовать.

Как это происходит? В своих профилях пользователи указывают важную информацию о себе. А она, в свою очередь, позволяет довольно точно определить целевую группу. Например, если вы занимаетесь политикой, вам незачем предлагать свою программу абсолютно всем. Среди пользователей социальной сети вы можете выделить тех, кто указал в числе своих интересов «избирательные компании, партии, внешняя или внутренняя политика и т.д.».

Еще один нюанс. Соцсети – это личное пространство. Человек чувствует себя здесь комфортно, у него очень высок уровень доверия к тому, что читает в своей ленте, ведь он настроил ее сам. Если в ленту попадает политическая реклама, чаще всего ее воспринимают снисходительно. Не забывайте и о том, что в соцсетях трудно отличить скрытую политическую рекламу от обычного нерекламного объявления. Этим тоже можно воспользоваться.

При этом надо учитывать, что в той или иной социальной сети аудитории разные. К примеру, если сравнить посетителей Livejournal и «Вконтакте», то можно сказать, что аудитория ЖЖ в целом старше, она может лучше воспринимать текстовый контент, а не визуальный. В «Одноклассниках» большая часть посетителей — домохозяйки, в сети «Вконтакте» — студенты, молодёжь. Такую аудиторию вряд ли заинтересует политическая реклама.

А напоследок заметим, что политическая рекламная компания в соцсетях пока очень дешевая.