Формирование общественного мнения в прессе

Современность многие считают веком информации, которую человек привык получать из различных источников, в том числе и печатных изданий. Благодаря этому человек может отслеживать изменяющуюся ситуацию в конкретном месте или мире в целом.

Государство, как известно, оказывает прямое влияние на получаемую нами информацию. Ведь не все факты можно публиковать, так как некоторые из них имеют гриф «Секретно». В силу этого социум получает не редко искаженную информацию, что влияет на восприятие ситуации.

Говоря об искажении информации, также стоит отметить и тот факт, что это делается с целью манипуляции общественным сознанием. Благодаря этому можно сформировать нужное общественное мнение о конкретной ситуации.

Современные печатные издания прилагают максимум усилий для того, чтобы каждый человек считал, что он имеет собственное мнение, и то мнение, которое у личности формируется посредством авторских доводов – это только личные выводы, к которым человек пришел самостоятельно, без влияния сторонних лиц. Многие издания часто навязывают людям мнение, что СМИ, правительство, образование и ряд других структур не имеют никакого влияния на социальные интересы, что создает «миф о нейтралитете». В нем правительство занимает главенствующую роль.

Данный факт можно доказать тем, что в некоторых странах (как и в советские времена в нашей стране) действует строгая цензура. Соответственно, перед тем, как новостная статья, интервью или другое текстовое наполнение газеты или журнала запустить в печать, текст проходит жесткую цензуру в политических и военных кругах. В этом случае общество получает лишь информацию, которая выгодна в этих кругах, то есть она искажена или представлена не в полном объеме.

Также важную роль играет фрагментация информации и мгновенность ее передачи. Так, если важное событие произошло пару дней назад, то в прессе информация появляется сразу. Это оказывает серьезное влияние на аудиторию. Постепенная передача информации является еще одним способом ее искажения, так как читатель получает данные об окружающей действительности лишь обрывками. Мгновенность информации также влияет на ее недостоверность, так как для того, чтобы создать правдивый материал, необходима проверка всех фактов, которые предоставлены прессе.

Аналогичным образом создается информация, которая предоставляется избирателям о депутатах, которые участвуют в выборах. Часто для этих целей используют компромат. Этот способ позволяет дискредитировать соперников в ходе политической борьбы, повлиять на объективное восприятие личности социумом. Не редко оппоненты используют такой метод как «война компроматов», то есть один из депутатов, к примеру, имеет компромат на другого. Данную информацию публикует одно из печатных изданий. Депутат, чье имя публично было опорочено, при помощи другого печатного издания публикует «ответный» компромат на «зачинщика». Этот способ ставит в тупик избирателей, в результате чего общество может не отдать предпочтение ни одному из кандидатов.

Основная роль в распространении информации компрометирующего характера принадлежит СМИ, в частности прессе. Все данные собираются сотрудниками избирательного штаба кандидата. Они часто используют факты, которые только косвенно доказывают «вину» оппонента, так как за прямую фальсификацию информации предусмотрено наказание юридического характера.

Все компрометирующие материалы имеют сложную структуру. Они включают в себя клевету, ложь, слухи, сплетни и прочее. Среди аспектов компромата выделяют:

  • Субъект и объект информации;
  • Целевую аудиторию;
  • Форму компромата;
  • Жанр его подачи;
  • Канал передачи собранной информации;
  • Время выхода информации для публичного изучения.

Говоря о схемах подачи компромата, стоит выделить, что для каждой из схем подбирается определенный словарный запас, метафоры, политическая терминология, ассоциации. Так, среди схем создания компрометирующих материалов выделяют:

  • Физиологическую

Данная схема включает в себя психиатрический, медицинский или физиологический, возрастной тип. Психиатрический тип может использовать слова, которые описывают оппонента, как личность с неустойчивой психикой. Медицинский тип рассказывает о проблемах со здоровьем, которые есть у кандидата. Возрастной тип включает акцентирует внимание на возрастных критериях («слишком молод», «дряхлый», «достиг пенсионного возраста» и прочее).

  • Гиперболическую

Автор компромата использует факты, значимость которых слишком преувеличена. Лексика в таких материалах имеет сравнительный характер. Цель текста – создать в обществе эмоциональное не принятие данного кандидата.

  • Милитаристская

Включает в себя слова, которые обозначают военные действия в прямом и переносном смысле.

  • Игровая

Акцентирует внимание читателя на несерьезности намерений кандидата. Все его высказывания автор компромата воспринимает как шутку, игру с избирателями, что в итоге должно принести эффект восприятия оппонента как несерьезного, не надежного человека.

  • Идеологическая

Компромат, который создается по такой схеме, предполагает доказательство его «не подходящих» политических убеждений.

  • Криминальная

Данная схема является самой популярной, так как избиратели настороженно относятся к кандидату, который «не чист на руку». В этом случае используются гиперболы, метафоры. Данная схема легко определяется по двум показателям – лексика и доказательная база, которая может включать в себя документы, выражения «свидетелей» и прочее. Не редко таким образом «подрывают» репутацию не только «преступникам», но и тем, кто косвенно причастен к различного рода преступным действиям.

Таким образом, формирование общественного мнения в печати происходит чаще посредством информации, которая предоставляется в искаженном или неполном составе. Главными признаками не достоверности информации стоит выделить материалы, относящиеся к компромату, а также информацию, которая предоставляется с пометкой «молния», так как она часто содержит данные, которые проверены не до конца или не проверялись вовсе.