Формирование общественного мнения технологиями политической рекламы
Социальные сети и формирование общественного мнения

Формирование общественного мнения технологиями политической рекламы

Формируя положительные образы тех или иных институтов, лидеров или доктрин, реклама последовательно продвигает на информационном рынке определенные политические цели и ценности. В этом смысле степень распространения таких политических товаров, их узнаваемости и популярности, а равно и степень их поддержки населением, являются главными показателями ее эффективности.

Содержание и формы рекламных технологий крайне многообразны. Они зависят от адресата, времени распространения рекламных сообщений, характера рекламной кампании, места и прочих географических условий, а также от ряда других факторов. В самом общем виде рекламные технологии можно классифицировать следующим образом:

— аудио — (радиорепортажи, рекламные обращения, беседы) и визуальные (видеоролики, телезаставки, теледебаты) способы рекламирования;
— печатные способы передачи рекламных сообщений (публикации статей, составление обзоров, интервью и др.);
— методы наружной рекламы (рекламные щиты, афиши, транспоранты, листовки, надписи на стенах, т.е. «политические графита»);
— приемы печатной рекламы (плакаты, открытки, письма, обращения, брощюры, календари, визитные карточки и др.);
— методика простой почтовой рекламы (рассылка почтовых сообщений конкретным избирателям);
— методы распространения рекламных сувениров (значков, маек, бейсболок, деловых подарков);
— компьютеризированные формы рекламистики (Интернет, специальные информационные программы);
— проведение мероприятий по связям с общественностью (личные встречи кандидата с населением, презентации, выступления на митингах и конференциях и др.).

Соотношение указанных средств и способов политического рекламирования зависит, прежде всего, от того, на какую часть населения направлена реклама. В частности, теледебаты могут быть рассчитаны на всех избирателей, а отдельные печатные публикации — на часть электората. При дифференцированном рекламировании одни технологии могут использоваться в расчете на определившихся в своем выборе избирателей, а другие — на еще колеблющихся. В соответствии с этим и стиль рекламирования может быть либо поддерживающим, либо завоевательным.

Содержание и характер рекламных технологий могут существенно меняться в зависимости от ситуации, этапов политического процесса. Например, на этапе «раскрутки кандидатов» в избирательных кампаниях широко применяются наступательные и даже агрессивные методы, направленные на достаточно быстрое и широкое ознакомление населения с личностью политического деятеля.

Характерно, что склонность к использованию таких технологий проявляют и некоторые государственные органы, которые в угоду политической целесообразности нередко нарушают законы, вмешиваясь в предвыборную борьбу на стороне тех или иных сил и используя свое положение для создания им определенных преимуществ.

Наряду с общественно признанными, этически выдержанными методами в политическом процессе используются так называемые «черные», или «грязные» технологии, которые нарушают общепринятые нормы морали, правила политической игры. Зачастую они имеют и правовой характер. Например, помимо откровенной лжи и дезинформации отдельные политические силы распространяют сведения, компрометирующие конкурентов в глазах аудитории, регистрируют на выборах их «двойников», дезориентирующих избирателей и отнимающих у кандидатов реальные голоса.