Политическая коммуникация
политическая коммуникация

Политическая коммуникация

Основной составной частью политической деятельности является политическая коммуникация. Политика в значительной степени, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена так сказать политической коммуникации, в установлении и поддержании постоянных связей между субъектами политической деятельности.

На сегодня средства политической коммуникации претерпели существенные изменения вследствие распространения технических возможностей таких как спутниковая связь, кабельное телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем, а также индивидуальных средств накопления и воспроизведение информации.Потребности политической системы в средствах политической коммуникации прямо зависят от ее функций в обществе, численности субъектов политической деятельности, способов принятия политических решений, размеров государства и многих других факторов.

Средства массовой информации обладают колоссальными возможностями активного влияния не только на восприятие гражданами отдельных политических явлений и событий, но и на их отношения к политике в целом. Как политическая пассивность населения в каком-либо вопросе, так и его массовая активность непосредственно связаны с позицией средств массовой информации в этом вопросе. Наиболее велика роль средств массовой информации в переходные периоды общественного развития, поскольку без их активной деятельности невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентиры и цели широких слоев населения с целью добиться политической коммуникации и массовой поддержки политики и социальных преобразований в обществе.

Политическое манипулирование благодаря возможности российских СМИ настолько велико, а политические технологии настолько многочисленны и разнообразны, что данный вопрос невозможно оставить без внимания.

Отличительной чертой отношений власти и средств массовой информации, сложившихся на политическом рынке России, является непосредственное участие средств массовой информации в многочисленных предвыборных кампаниях, ставших сегодня неотъемлемой частью жизни российского общества. При этом важно отметить, что включенность средств массовой информации в избирательный процесс чаще всего сопровождается так называемыми «информационными войнами», разгорающимися в борьбе за властный ресурс между крупнейшими политико-финансовыми группами страны. По этой причине вполне закономерным является тот факт, что важнейшей тенденцией последних лет стало возникновение   мощных   информационных   структур с целью создания и распространения информации для осуществления процесса политической коммуникации в обществе.

Наибольшую опасность для граждан и демократического государственного
устройства в процессе политической коммуникации представляет использование средств массовой информации для политического манипулирования — скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать или бездействовать вопреки собственным интересам. Политическое манипулирование, как правило, основано на лжи, обмане и ограниченной прошедшей цензуру информации. 

Требуя большей гибкости в политике, манипулирование, как способ социального управления и политической коммуникации имеет для его субъектов ряд преимуществ по сравнению с силовыми и социально-экономическими методами господства. Политическое манипулирование осуществляется незаметно для управляемых, не влечет за собой прямых жертв, не требует больших материальных затрат.

Одним из основных каналов распространения политической информации в нынешнем обществе становится всемирная сеть Интернет. Интернет с целью достижения политической коммуникации все шире начинает использоваться в политической жизни общества. В одних случаях, для дискредитации политических оппонентов, в других, для полицейской слежки, в-третьих, для политической пропаганды определенных взглядов и «необходимой» трактовке происходящих событий, в четвертых для выборных компаний и т.д.

Сила политического воздействия Интернета на население возрастает. Один из специалистов в области информационных войн Г. Павловский в статье под названием «Нас ждет такая битва компроматов, какой мир еще не видел» пишет, что информационная технология, в том числе и Интернет, определяют новую технологию борьбы за власть.

Итак, Интернет представляет собой новый информационный канал, который открывает специфические возможности для воздействия на формирование общественного мнения и политическую коммуникацию. Но, как показывает российская практика, Интернет целесообразно использовать в ходе политической или избирательной кампании в комплексе с другими каналами средств массовой информации.

Подводя итог, можно отметить, что манипулятивные возможности в политической коммуникации средств массовой информации огромны и их ни в коем случае нельзя преуменьшать, поскольку при помощи многочисленных приемов средства массовой информации сегодня не просто участвуют в освещении политических событий, а создают собственное «необходимое» пространство, которое выдают за реальную модель политического мира.

Безграничные возможности воздействия средств массовой информации на политическое сознание и поведение граждан свидетельствует о важнейшей роли средств массовой информации в современном обществе и политической коммуникации. Некоторые исследователи политических коммуникаций говорят о грядущей эпохе «медиакратии» — власти средств массовой информации, которые  не  столько  отражают  и   интерпретируют  действительность,   сколько конструируют ее по своим правилам и усмотрению.