Политический имидж

Не для кого не секрет, что большинство российских избирателей зачастую не могут вспомнить или даже не знают названий большинства политических партий. Зато они хорошо знают имена их лидеров. Нами правят не люди, а их политический имидж.

Предвыборная кампания направлена на формирование в сознании электората образа кандидата, которое осуществляется путем передачи информации о кандидате по разным информационным каналам — от средств массовой информации до слухов. Политический имидж — это совокупность представлений людей о политическом деятеле, возникших в соответствии с получаемой информации. На формирование политического имиджа оказывает непосредственное влияние степень известности политического деятеля.

Задачи политической имиджелогии лежат в повышении эффективности воздействия на электорат, когда ограниченное количество сообщений призвано решать максимальное число задач. При этом основной проблемой становится разработка и составление ключевых сообщений для целевой аудитории. 

За счет чего формируется политический имидж?

Первое -это прямая имиджформирующая информация: манера одеваться, держаться, говорить, жестикулировать, инициатива, политическая платформа, программа действий;

-личностные и профессиональные качества политика, относящиеся к персональным характеристикам политического лидера, полученные путем: в личных встречах, выступления в СМИ. Данная информация может усваиваться как на сознательном, так и на бессознательном уровне.

Второе — косвенная имиджформирующая информация — это информация, которую субъект получает, как говорится через третьи руки (сюда можно отнести ситуации не только типа слухов, но и ряд других, специально организованных), т.е. когда человек создает свое мнение на основе высказываний других людей.

В структурную организацию политического имиджа имиджевых технологий входят аспекты, на которых он базируется, к ним можно отнести: архетипы, культурные и социальные типажи, роли, личностные особенности субъекта, культурологический и социальный контекст. Отсюда следует, что политический имидж базируется на архетипах.

Многие политические и общественные деятели считают, что политический имидж связан в основном с внешностью. Но это, по мнению экспертов в области политического имиджа, не так. Внешность — это важная составляющая политического имиджа, но отнюдь не единственная. Есть еще «внутренняя» и «процессуальная» составляющие политического имиджа.

Внешняя составляющая политического имиджа имеет множество качеств от обуви до прически, включая мимику, манеры, костюм, походку, голос, жесты.

Внутренняя составляющая политического имиджа включает образ мыслей, интеллект, профессионализм, интересы, ценности, хобби и многое другое. Но для политика, прежде всего это политические идеи. Политик без политических идей является бесцветным. 

Процессуальная сторона политического имиджа включает эмоциональную выразительность. Страстность, энергию, скорость реакции — все то что относят к темпераменту. На ровне с этим немаловажным является и: чувство юмора, артистичность, лицедейство. Все эти составляющие политического имиджа помогают оставить след в памяти и сердцах людей, помогая им сделать свой правильный выбор.

Главными компонентами политического имиджа в восприятии электората являются:

-глубина понимания кандидатом проблем, стоящим перед обществом в данный отрезок времени;

— готовность брать на себя ответственность за их решение;

-ценностно-нравственный аспект.

Изменяя политический имидж в сторону большего профессионализма, необходимо помнить, что он не моделируется по единому плану, для создания политического имиджа нет одинаковых путей и способов. Политический имидж следует создавать во всех возможных направлениях. Для высшей политической элиты политический имидж следует проецировать как бы вверх,

для восприятия политических лидеров равного уровня — в стороны,

для рядовых последователей — вниз,

для широкой публики — наружу,

для себя — внутрь.

Другими словами, политический имидж необходимо приспосабливать к каждой конкретной ситуации, к участвующим в ней людям:

-политический имидж должен быть синтетическим, планироваться, чтобы производить определенное впечатление;

— политический имидж должен быть правдоподобным, достоверным. Никому не нужен политический имидж, если он не пользуется доверием у людей;

— политический имидж должен быть пассивным.

Конструирование политических имиджей современных политических лидеров опирается на тот компонент, в основе современного подхода к которому лежит убежденность в том, что «личность, подобно предмету, может быть видима. Ее можно касаться, слышать, иногда обонять. Она может быть воспринята как совершенно незнакомая или кого-то напоминающая, на нее можно смотреть как на привлекательную, интересную таящую опасность». Внешность, речь, манеры настоящего лидера — все должно подчеркивать его особую авторитетность для окружающих.

Усилия политических имиджмейкеров в среднем могут принести способному кандидату 15-20% голосов, а могут и все 80%, Однако никакие усилия не помогут, если кандидат не является харизматической личностью и выиграть избирательную компанию исключительно только политическому имиджу еще не удавалось никому.

Нельзя забывать, что создание политического имиджа является дополнением к политическому процессу, а не заменителем реальной политики (при всей своей виртуальности, политика опирается на определенные реальные основы).

Главная цель имиджевой стратегии заключается в формировании и продвижении в массовое сознание наиболее благоприятного представления о политическом «объекте или субъекте». Выработка имиджевой стратегии сводится к определению основных факторов, обусловливающих действенность политического имиджа политика и отбору инструментов воздействия на них.