Избирательные права
избирательные права

Избирательные права

На выборах президента избиратель имеет следующие основные избирательные права:

  1. Самое основное право — это право избирать.
  2. Избиратель имеет право голосовать в любом месте, где он оказался в день выборов (естественно, по открепительному удостоверению).
  3. Если избиратель не может самостоятельно получить и заполнить бюллетень, он вправе обратиться за помощью к любому лицу, устно известив об этом избирательную комиссию.
  4. Избиратель имеет право ставить любой знак в квадрат напротив выбранного кандидата.
  5. Можно попросить заменить бюллетень, если случайно совершил в нем ошибку

В конституционном праве термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования правомочных лиц при условии, что на каждый предоставляемый таким образом мандат могут претендовать в установленном порядке два или более кандидата. Термин «избирательное право» имеет два значения:

— в объективном смысле — это система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Объективное избирательное право регулирует избирательную систему в широком смысле. Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют граждане;

— в субъективном смысле — это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления. Оно представляет собой комплекс конкретных прав лица, среди которых особо следует выделить активное и пассивное избирательное право в связи с политическими правами человека и гражданина.

Основные принципы избирательного права. Принципы избирательного права — это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением. Выделим основные принципы.

Всеобщее избирательное право. Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми. Это максимум возможного и разумного, который практически нигде не достигается. Всеобщность означает отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям (пола, национальности и др.), то есть невозможность отстранения от выборов каких-либо граждан или групп населения.

Прямое и косвенное избирательное право. Применение принципов прямого или косвенного избирательного права или их определенное сочетание зависят от порядка формирования выборного органа.

Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и быть избранным непосредственно в выборный орган или на выборную должность. Этот принцип действует в подавляющем большинстве случаев на выборах нижних палат парламентов, иногда верхних палат — в США, Италии, Польше, президентов — в Мексике, Австрии, Болгарии, практически повсеместно при выборах органов местного самоуправления.

Косвенное (многоступенчатое) избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган. Такой коллегией может быть государственный или самоуправленческий орган, нижестоящий, по отношению к выбираемому. Косвенные выборы могут иметь две ступени и более. Двухступенчатыми выборами избираются, например, президент США, Совет штатов Индии, трехступенчатыми — подавляющая часть Всекитайского собрания народных представителей.

Равное избирательное право. Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Он представляет собой следствие и одно из важнейших проявлений конституционно гарантируемого равноправия граждан. Равенство избирательного права обеспечивается прежде всего наличием у каждого избирателя одинакового числа голосов. В зависимости от избирательной системы у каждого избирателя число голосов может быть больше, чем один. Поэтому важно, чтобы у всех избирателей их было поровну. Например, на парламентских выборах в Германии каждый избиратель имеет по два голоса, а на выборах представительных органов местного самоуправления в Баварии — по три. Кроме того, необходимо, чтобы все голоса имели равный вес, т.е. равное влияние на результат выборов. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей (иногда избирателей).

Отличительной особенностью реализации избирательного права в российской практике выступает ее конституционная основа и федеральное регулирование, не допускающее вмешательства в эти вопросы со стороны регионов страны. Региональные власти в России наделены правом принятия правовых актов, регулирующих только порядок организации и проведения выборов, но не более того. Этим российская концепция избирательного права существенно отличается от избирательного права, например, Соединенных Штатов Америки, в рамках которого существенную значимость имеет регулирование избирательной системы на уровне отдельных штатов. Также существенной особенностью реализации свободы выбора в России является отсутствие в Конституции, уже упомянутого, раздела, регулирующего избирательное право. В российской Конституции нет закрепленного принципа всеобщего, прямого, равного избирательного права, реализуемого тайным голосованием. Это является существенным недостатком российской Конституции, поскольку избирательное право нуждается в конституционных гарантиях.

Правовая основа организации выборов различается в зависимости от уровня проводимых выборов. Так, общегосударственные выборы регулируются Конституцией Российской Федерации и совокупностью федеральных законов. При проведении региональных выборов к этому списку добавляется законодательство регионального уровня, регламентирующее порядок проведения выборов высших должностных лиц субъектов Федерации и выборных органов управления ими. На местном уровне выборы регулируется вышеперечисленными документами, а также муниципальными правовыми актами, определяющими порядок волеизъявления населения в ходе муниципальных выборов. Организация выборов — это форма реализации избирательного процесса, представляющего собой совокупность видов деятельности групп избирателей и соответствующих органов власти, направленная на подготовку и проведение выборов в различные органы государственного и муниципального управления.