Политическое сознание
политическое сознание

Политическое сознание

Политическое сознание в настоящее время чаще всего рассматривается как наиболее систематизированная форма массового сознания. Согласно Б.А.Грушина, массовое политическое сознание — «особый», вид общественного сознания.

В практике современных исследований политического сознания не так много работ, посвященных изучению его в комплексе, с учетом объединения всех его составляющих. Однако обычно политическое сознание рассматри­валось как аспект обыденного сознания и редко выделялось в качестве само­стоятельного объекта изучения в политической психологии.

Изучение электоральных предпочтений — самая интересная отрасль в изучении политического сознания. В современной России немало практиче­ских исследовательских работ в данной области политической психологии.

Работы по изучению электорального поведения и политического сознания затрагивают, в основном, проблемы точности прогноза итогов го­лосования, поэтому каждая из работ представляет собой набор факторов, на­личие которых необходимо учитывать при прогнозе электорального поведения, и констатацию фактов того, как, ко­гда, почему и каким образом эти факторы учтены не были.

Важнейшее значение в проявлении политической активности имеет мировоззрение субъектов, от характера и особенностей которого зависит направленность, политический смысл и политическая активность.

Согласно Д.В.Ольшанскому, можно рассмотреть структуру полити­ческого сознания, состоящую из трех основных компонентов: когнитив­ный, эмоциональный и оценочно-волевой.

  1. Когнитивный компонент. Представляет набор осознанных рациональ­ных знаний о себе и своем месте в политике, подразумевает наличие опреде­ленного информационного уровня, позволяющего сопоставить имеющуюся ин­формацию об устройстве окружающей социально-политической среды с пред­ставлениями о собственной роли, возможностях и способностях в данной сре­де.
  2. Эмоциональный компонент. Выражается в определенном эмоцио­нально окрашенном субъективном отношении к знанию своего объективно­го политического статуса и к социально-политической ситуации.
  3. Оценочно-волевой или поведенческий компонент. Проявляется, прежде всего, в стремлении повысить политическую самооценку, завоевать политическое уважение, обрести или укрепить влияние, авторитет, а, в ко­нечном счете — завоевать или усилить свою политическую власть. Это мо­жет проявляться в разных формах. На уровне индивидуального субъекта по­литического сознания — как борьба, например, за массовую поддержку того или иного кандидата на выборный пост. На групповом уровне — как те или иные лоббистские тенденции, связанные с продвижением к власти своих представителей. На уровне социальных технологий это может выражаться в мас­совом стремлении, например, угнетенного социального слоя к революции, ра­дикально изменяющей его положение.

Политические психологи предлагают множество теорий, объясняющих политическое поведение и политическое сознание с психологической точки зрения. Взаимосвязь личностных характеристик и политических предпочтений отмечалась психоло­гами уже давно.

В ряде психолого-политических концепций выделяется ключевая роль семейного воспитания в развитии взглядов на общественные отноше­ния. Предполагалось, что политические установки и политическое сознание человек усваивает в ходе ранней социализации, и детский опыт оказывает огромное влияние на после­дующее формирование политических убеждений и предпочтений в психологии избирателей.

В условиях повседневной социально-политической жизни политическое поведение субъекта в значительной степени зависит от социально-политических групп и организаций, участником которых он является. Сама по себе груп­па выступает в качестве особого субъекта политического поведения и политического сознания, имею­щего свои групповые цели, мотивы и мировоззрение.

В целом, к внешним факторам, воздействующим на поведение субъекта и его политическое сознание, можно отнести четыре основных группы: экономические, политические, информационные и социальные.

Под экономическими подразумеваются факторы, непосредственно влияющие на материальное положение людей.

Говоря о политических факторах, подразумевается, что активность от­дельных партий и движений, политических лидеров может существенным образом повлиять на поведенческий потенциал и политическое сознание.

Информационные факторы — это воздействие на массы со стороны СМИ.

К социальным факторам следует относить такие явления, как уровень безработицы, криминогенная обстановка в регионе, национальные отношения, состояние сферы здравоохранения, образования, имущественная сегрегация, дающие нам представление о социальной стабильности в обществе.

Можно выделить основные группы факторов, оказывающих влияние на политическое поведение и политическое сознание:

а) индивидуально-психологические личностные факторы: потребности,
мотивы, цели, мысли, социальные установки.

б) социально-групповые феномены: характер взаимоотношений в груп­пах, членом которых человек является; групповые нормы, ценностные ори­ентиры, ролевые предписания; межгрупповые взаимодействия; влияние ре­ферентных групп.

в) социокультурные детерминанты включают: анализ индивидуального
поведения с учетом социально-экономической среды, в которой оно осуще­ствляется; реально существующее социальное пространство, социальное
время в рамках социальных процессов, которые включают в себя фрагменты
социального бытия; различные знаковые и идейно-психологические формы —
люди придают определенные значения (символам) воздействиям внешнего
мира и реагируют в большей степени на эти символы, а не на сами взаимо­действия; элементы культуры (ценности и нормы) как регуляторы общест­венного взаимодействия.

г) геополитические детерминанты: «человек пространственный»  — предопределенный пространством, сформированном и обуслов­ленным его специфическим качеством-рельефом, ландшафтом; факторы историческо-региональной специфики влияющие на формирование опреде­ленного типа социального поведения.

Изучение наиболее влиятельных концепций политического поведения и политического сознания свидетельствуют также о том, что с поли­тическим поведением тесно связаны массовые настроения и психология толпы. Эту связь под­черкивают Г.Лебон, Б.Д.Парыгин и другие авторы.