Политическая идеология

Как нам известно, понимание политической идеологии имеет множество трактовок и интерпретаций. В данной статье мы остановимся на рассмотрении политической идеологии с точки зрения выполняемых ею функций.

Политическая идеология имеет следующую направленность:

Все юридическое в своем основании имеет политическую природу. Политическая идеология — итог политического развития, иногда результат острой борьбы политических сил. В данном отношении политическая функция складывается из многих направлений ее воздействия (т.е. подфункций) на политические, в первую очередь государственные, отношения. Политическая идеология государства закрепляется в положениях Конституции.

Конституция должна выражать общественный компромисс, баланс различных общественно-политических интересов, сил, ценности, которые принимают все группы населения и социальные слои, и этим она защищает от проявления силового противоборства, от крайнего политического экстремизма.

Реализация конституции, ее стабильность обеспечивают в обществе многопоколенную преемственность. К сожалению, эта правовая и социальная преемственность прервана была в октябре 1917 г., когда государство начало эксперимент по созданию коммунизма и социализма как самого гуманного общества несправедливыми, негуманными и недемократическими методами.

Вместо преемственности капитализм как народное достояние со всеми недостатками был разгромлен, а опыт деятельности производственного аппарата не только не был изучен и использован на практике на новых началах, но был уничтожен и сломлен.

В преамбуле Конституция РФ наиболее полно отражает идею многовековой преемственности в жизни народа РФ. Такая идея, как и иные, которые содержатся в преамбуле, раскрывают философию Конституции РФ.

Преамбула провозглашает: «Мы, многонациональный народ РФ, которые соединены обшей судьбой на земле, утверждая свободы и права человека, согласие и гражданский мир, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из признанных принципов самоопределения и равноправия народов, чтя память предков, которые передали нам уважение и любовь к Отечеству, веру в справедливость и добро, возрождая суверенную государственность РФ и утверждая незыблемость демократической основы, стремясь обеспечить процветание и благополучие России, исходя из ответственности за Родину перед будущими и нынешним поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию РФ».

Политическая функция заключается в том, что, то политическое движение, в котором принимают участие все политические силы, реализуется на основании правил, которые установлены ею. Политический процесс охватывает разные направления, способы и формы политической деятельности; по сути это порядок функционирования политической системы, а также ее институтов.

То есть конституция является основным законом гражданского общества, который создает механизм контроля за деятельностью государственной власти и предотвращает возможный государственный произвол. В правовом отношении Конституция оформляет государственную власть, принципы ее функционирования и организации, основные элементы (звенья) и самые важные конституционные институты политической системы общества.

Конституция гарантирует и закрепляет реализацию комплекса политических свобод и прав личности (т.е. избирательные права граждан, свободы слова и мысли; право на объединение; право собираться без оружия, мирно, проводить демонстрации, митинги и собрания, пикетирования и шествия; право принимать участие в управлении делами государства, в отправлении правосудия и т.д. (ст. 29-33). Осуществление данных политических свобод и прав направлено на стимулирование социально-политической активности населения и объединений граждан.

Применение социально-политического потенциала конституции РФ направлено на углубление демократии, на функционирование механизма публичной власти в рамках приоритета и правового поля конституции в нормативно-правовой системе, на обеспечение баланса ветвей власти при помощи ее разделения, механизма противовесов и сдержек. Реализация установлений конституции своей целью имеет не допущение захвата власти, присвоения властных полномочий несмотря на требования конституции. Направлена данная функция на развитие судебной независимой власти, местного самоуправления, реального федерализма.

В конечном итоге такая политическая функция получает характер миротворческой (примирительной, третейской) функции, которая направлена на решение политического конфликта конституционно-правовыми способами, в т.ч. методом применения процедур конституционного судопроизводства (ч.2 ст.80, ч.1 ст.85, ст.125 Конституции РФ).

Одна из задач данной функции состоит в противодействии правому и левому радикализму, национализму и сепаратизму, планам революционного переустройства общества.

Большое внимание Конституция РФ уделяет организации исполнительной власти, которая призвана обеспечивать исполнение законов и иных решений органов представительной (законодательной) ветви государственной власти.

Организационно — управленческое влияние заключается в определении Конституцией РФ механизма управления общественными процессами и системы органов, в утверждении нормативной основы управленческих отношений.

Особое значение в условиях российского многонационального общества принимает национальная политика в области государственно-правового строительства, в культурной, социальной, экономической сферах общественной жизни, которая находит свое воплощение в Конституции РФ.

Это предоставляет основания для выделения интегративно-национальной функции, содержание которой заключается в обеспечении интеграции общества, в создании национальной идентичности в рамках конституционного формирующегося сообщества, что возможно при условии формирования в РФ российской нации в гражданском и политическом смыслах, объединяющих лиц, которые обладают российским гражданством, новой правовой и политической культурой и продолжают сохранять свои религиозные и этнические истоки и традиции.

Создание единой нации россиян не отрицает, а предполагает развитие и поддержку мультикультуризма (то есть развитие национальных языков, культурного многообразия, национального своеобразия в быту, в духовной сфере и т.д.).

В РФ существует связь различных культур, их взаимодействие. данные тенденции усиливаться могут только при условии уважения прав каждой нации, народа, культурного разнообразия, национального меньшинства.

Экономическая направленность политической идеологии

Во время коренной модернизации и трансформации общественной системы увеличивается роль экономической функции политической идеологии. Содержание ее направлено на развитие гражданского нового общества, рыночных отношений, которые основаны на частной собственности в сочетании с иными формами собственности, которые в равной мере защищаются конституцией, добросовестной конкуренции и свободного предпринимательства. Одновременно политическая идеология ориентирует и на применение публичных начал в развитии экономики.

Социальная направленность политической идеологии

Политическая идеология, в своих положениях, прямо определяет российское государство, как социальное, которое предусматривает, что оно направлено, в первую очередь, на развитие и формирование личности, на обеспечение ему условий для достойной жизни в стране.

Кроме того, она устанавливает свободные трудовые отношения, установление со стороны государства конкретных гарантий защиты трудовых прав, которые выражаются в определении минимального размера оплаты труда граждан.

Также определяются меры по оказанию конкретной помощи тем лицам, которые получили статус лиц – материально нуждающихся и нуждающихся в помощи со стороны государства своего проживания и других граждан.

Культурологическая направленность политической идеологии

Политическая идеология выступает основой культурной жизни государства, общества и каждого гражданина в отдельности, определяет особый статус для культурных ценностей, признанных на территории страны. Следует отметить, что основной закон государства определяет основные права и свободы культурной направленности.

Духовно-идеологическая направленность

Вопрос о религиозно-идеологической функции вызывает достаточно много вопросов: начиная от ее абсолютного признания по совершенного отречения, полагая, будто конституция стоит над идеологией, она — за пределами идеологии.

Известно, что основной закон государства принято понимать, как определенный политический документ, который определяет российское государство как социальное и светское государство. При этом, религия также признается и уважается в рамках права, но не устанавливается какая-либо ведущая религия, закрепленная на уровне законодательства.

Данная функция способствует сохранению такого института, как церковь, которая не относится к какой-либо ветви власти, но которая всегда выступала духовным спасением общества в трудные времена.

Также, рассматриваемая функция способствует духовному развитию граждан, зарождение у них уважения к духовным и моральным ценностям, так как они, фактически, выступают основой права и, значит, закона.

В принципе, любая идеология стремится оказывать влияние на поведение людей через воздействие на их сознание. Иными словами, она видит свою задачу в программировании человеческого поведения путем манипулирования сознанием.