Проведение муниципальных выборов

Выборы в органы местного самоуправления играют важнейшую роль в управлении муниципальным образованием и оказывают значительное влияние на жизнь граждан.

Посредством проведения муниципальных выборов граждане формируют органы власти и управления.

В Конституции РФ закреплено право граждан избирать и быть избранными.

В п. 1. ст. 23 ФЗ №131-ФЗ закреплено положение о том, что целью выборов является избрание депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Муниципальные выборы выполняют функцию легитимизации публичной власти на уровне, максимально приближенном к гражданам (п.1 ст. 23 ФЗ №131-ФЗ).

Избиратели голосуют за кандидатов, ориентируясь на продвигаемые ими программы, цели и методы управления муниципальным образованием. Поэтому участвуя в выборах, граждане могут оказывать реальное влияние на дальнейшее развитие муниципального образования, так как именно от состава местных органов власти будет зависеть, насколько оперативно и качественно будет обеспечиваться решение текущих, стоящих перед муниципальным образованием вопросов, а также насколько эффективно будет осуществляться планирование долгосрочных перспектив развития муниципального образования с учетом его специфики.

Выборы позволяют общественному мнению реально влиять на деятельность избираемых органов и должностных лиц, так как во время предвыборной борьбы кандидатам приходится выявлять наиболее приоритетные для населения вопросы и ориентироваться на них.

Поэтому выборы главы муниципального образования способствуют укреплению гражданского общества за счет выявления различных позиций и интересов граждан и их взаимного согласования.

Правовой основой муниципальных выборов являются Конституция РФ, ФЗ №131-ФЗ, ФЗ №67-ФЗ, Федеральный закон от 26 ноября 1996 года №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», конституции и уставы субъектов РФ, законы субъектов РФ (к примеру, «Областной закон «О выборах глав муниципальных образований в Ростовской области»), муниципальные правовые акты.

При проведении муниципальных выборов могут применяться разные виды избирательных систем, перечень и порядок применения которых устанавливается законом субъекта РФ. ФЗ №131-ФЗ определяет избирательную систему как условия признания кандидата (кандидатов) избранным, списков кандидатов допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

Уставы муниципальных образований, в соответствии с законом, закрепляют определенную избирательную систему, действующую в данном муниципальном образовании.

Законы субъектов также могут определять те условия, при которых может применяться данный вид избирательной системы, в зависимости от вида муниципального образования, численности избирателей, проживающих на его территории и других обстоятельств (п.3 ст.23 ФЗ №131-ФЗ).

Ранее в Иркутске были прямые выборы мэра, но после принятия косвенных возникло немало возмущения со стороны общественности. Был проведен опрос в социальных сетях «Instagram» и «ВКонтакте» на тему «Порядок избрания главы муниципального образования города Иркутска». Было задано шесть вопросов.

Первые три вопроса касались возраста, пола и места проживания опрошенных. Итого, в опросе приняли участие 165 человек (161 в «Instagram», 4 в «ВКонтакте»), из которых 159 человек (96%) в возрасте от 18 до 30 лет, 6 человек старше 30 лет (4%), 25 мужчин (15%) и 140 женщин (85%), 140 человек проживают в Иркутске (85%), а 25 в других муниципальных образованиях (15%). 75 опрошенных (45%) считают, что выборы мэра в Иркутске проходят прямым способом, что является ошибочным ответом, а 90 – что косвенным (55%). 137 человек считают, что прямые выборы мэра наиболее благоприятный вариант (83%), а 28 человек – сторонники косвенного способа (17%). 71 опрошенный голосует на муниципальных выборах (43%), а 94 – нет (57%).

На основании проведенного опроса можно сделать выводы о том, что практически половина не знают, каким способом проходят выборы главы муниципального образования в Иркутске, большинство не голосует на муниципальных выборах, но при этом большинство является сторонниками прямых выборов мэра.

Данные показатели являются противоречивыми, так как если большинство опрошенных не голосует на муниципальных выборах, то у них отсутствует необходимость в прямых выборах мэра.

Низкую явку на муниципальные выборы также подтверждает тот факт, что большинство опрошенных не имеют представления о порядке избрания главы города Иркутска, хотя косвенные выборы в Иркутске действуют с 2015 года.

Также, хотелось бы сопоставить количество избирателей, проголосовавших в 2014 году за избранных в Думу города Иркутска депутатов и количество людей, проголосовавших за последнего мэра, избранного прямым способом в городе Иркутске.

Согласно официальным данным, за 35 избранных депутатов в Думу города Иркутска проголосовали 41 336 человек. В 2015 году на открытом голосовании по выборам мэра кандидатуру Дмитрия Бердникова поддержали все 33 присутствующих депутата.

Двое депутатов — Виталий Матвийчук и Алексей Савельев — на заседании отсутствовали. Виталий Матвийчук и Алексей Савельев на выборах в депутаты Думы города Иркутска набрали 1487 и 2069 голосов соответственно, итого вместе 3556 голосов. Таким образом, можно сделать вывод, что депутаты города Иркутска отобразили своим голосованием волю 37 780 избирателей. На последних прямых выборах мэра в 2010 году за победившего кандидата проголосовали 92 210 человек (62,32 %) из 138 424 голосовавших.

Сравнивая количество избирателей, проголосовавших в 2010 году за мэра и количество избирателей, волю которых отобразили депутаты городской Думы на косвенных выборах в 2015 году, можно сделать вывод о том, что количество избирателей, голосовавших на прямых выборах превышает в два с половиной раза количество избирателей, волю которых отобразили депутаты в своем голосовании.

Таким образом, количество избирателей, чью волю отобразили депутаты, составляет 41 % от количества избирателей, проголосовавших на прямых выборах.

Таким образом, выборы главы муниципального образования играют важную роль в управлении муниципальным образованием, так как посредством данной формы непосредственного волеизъявления избираются должностные лица местного самоуправления, осуществляющие непосредственное управление муниципальным образованием, обеспечивающие решение вопросов местного значения, удовлетворяя потребности жителей муниципального образования. Граждане имеют право не только избирать и быть избранными, а также формировать избирательные комиссии, участвовать в них, присутствовать в качестве наблюдателей, организовывать предвыборную агитацию.