Выборы главы муниципального образования

В ст. 36 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что глава муниципального образования – это высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом полномочиями решать вопросы местного значения.

Глава муниципального образования, согласно закону, может:

1) непосредственно избираться на муниципальных выборах, косвенно избираться из состава представительного органа представительным органом или представительным органом из числа кандидатов, которые были выбраны конкурсной комиссией после проведения конкурса.

2) если глава города избирается на муниципальных выборах или из состава представительного органа, исполняет полномочия председателя представительного органа, или является главой местной администрации;

3)если глава города избирается из состава представительного органа, то прекращаются его полномочия депутата;

4) глава города не может совмещать полномочия председателя представительного органа и главы местной администрации;

5) если глава избирается представительным органом по представлению конкурсной комиссии, то он возглавляет местную администрацию.

Представительный орган устанавливает порядок проведения конкурса по отбору кандидатов.

Для проведения конкурса проводится опубликование условий, объявление даты, времени и места проведения.

В качестве кандидата на должность главы может выступать лицо, не имеющее ограничений пассивного избирательного права.

Численность конкурсной комиссии определяется представительным органом.

Закон субъекта может устанавливать требования к кандидату в виде профессионального образования и (или) квалификации.

Представительный орган проводит голосование минимум по двум кандидатурам. Если субъект принимает закон, согласно которому глава избирается представительным органом, то выборы не назначаются до вступления такого закона в силу.

Под формами непосредственной демократии понимаются группы отношений, складывающиеся между жителями муниципального образования, с одной стороны, и органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти, с другой, при проведении следующих форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Формы непосредственной демократии можно разделить на:

  • Формы непосредственного осуществления местного самоуправления населением (формы прямого волеизъявления граждан):
  • местный референдум;
  • муниципальные выборы;
  • голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного лица местного самоуправления;
  • сход граждан.

Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления:

  • голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
  • правотворческая инициатива;
  • территориальное общественное самоуправление;
  • публичные слушания;
  • собрания, конференции граждан;
  • опрос граждан;
  • обращения граждан;
  • массовые акции (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования и др.)

При непосредственном осуществлении местного самоуправления жители муниципального образования самостоятельно принимают властное решение по местным вопросам.

Формы непосредственного принятия решений населением в осуществлении местного самоуправления являются обязательными.

Так, проведение муниципальных выборов всегда будут проводиться в определенный срок для того, чтобы сформировать представительный орган или выбрать должностное лицо.

Проведение референдума также обязательно в установленных Федеральным законом случаях, как и голосование о досрочном отзыве должностного лица.

Как уже упоминалось ранее, понятия власть и управление неразрывно связаны. Властное решение по местным вопросам население может принимать только посредством форм непосредственного осуществления местного самоуправления.

При участии жителей в осуществлении местного самоуправления очевидно, что принимать решения по вопросам местного значения будут муниципальные органы и должностные лица местного самоуправления. Таким образом, посредством форм участия жители могут только высказать свое мнение по тем или иным вопросам местного значения, а их решение будет осуществлено органами местного самоуправления и должностными лицами.

То есть, эти формы участия населения в осуществлении местного самоуправления имеют рекомендательный характер. Такие формы, как собрания, конференции граждан, опросы, обращения в муниципальные органы и правотворческая инициатива, являются возможными формами участия населения в решении местных вопросов.

Итак, главными формами, которые в Конституции РФ закреплены как высшее непосредственное выражение власти народа, — являются референдум и выборы.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (далее – ФЗ №67-ФЗ), существуют следующие принципы проведения муниципальных выборов:

  • участие в них осуществляется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права и прямого волеизъявления при тайном голосовании;
  • участие является свободным и добровольным, никто не вправе принудить гражданина к участию или неучастию в выборах или воспрепятствовать его свободному волеизъявлению и др.