Политический консультант залог успешной избирательной компании
политический консультант

Политический консультант залог успешной избирательной компании

Анализ зарубежной и отечественной научной литературы показывает, что Профессиональные качества политического консультанта ярко проявляются в избирательной кампании. А. Егорова-Гантман называет такие, по ее мнению, основные черты политического консультанта, деятельность которого связана с выборами:

Ответственность

Ответственность является одной из главных черт любой профессиональной деятельности. Политический консультант, работающий с клиентом в период избирательной кампании, полностью отвечает за разработку ее стратегии и тактики, построение положительного имиджа заказчика. Взаимодействуя с кандидатом во время избирательной кампании, важно понимать, что результат консультирование может повлиять на жизнь многих лиц.

Сохранение тайны

Сотрудничая с кандидатом в избирательной кампании, политический консультант достаточно часто знаком с внутренней секретной информацией о различных фактах или событиях из жизни клиента, которые соперники могут использовать для негативной рекламы. В таком случае неспособность политического консультанта держать информацию в тайне заставит клиента отказаться от его услуг, несмотря на компетентность и профессионализм.

Смелость

Умение защищать свою позицию — это умение защищать интересы своего клиента. В процессе кампании консультант сталкивается и непосредственно с кандидатом, и с различными чиновниками, депутатами, политиками, которые могут прямо на него влиять. К примеру, в кризисный период, когда принятие решения требует быстрой реакции, консультант должен аргументировано и лаконично обосновать клиенту собственную позицию, за короткий срок будет способствовать решению той или иной проблемы.

Знание

Политический консультант должен постоянно получать новые знания, потому что освоение новых методов, технологий, практических навыков будет способствовать повышению его компетенции и способности маневрировать своими способностями для эффективной реализации стратегических и тактических мероприятий в избирательной кампании. Поэтому политический консультант должен постоянно учиться новому и совершенствовать приобретенные в процессе профессиональной деятельности знания для сотрудничества с клиентом.

Структуру базы знаний профессионального политического консультанта составляют:

  • общие политологические знания;
  • знание конкретных дисциплин, связанных с политической деятельностью;
  • знания, методы и навыки в процессе принятия политических решений;
  • искусство PR и знания в этой области;
  • высшее образование в одной из отраслей науки, связанной с политическим консультированием.

Итальянский исследователь Паоло Манчини в работе «Новые направления в политической профессионализме», рассматривая феномен политического консалтинга сквозь призму понятий профессиональной политической деятельности, характеризует политических консультантов как таких, которые относятся к центральным субъектов современного политического процесса.

Целеустремленность

Если для политика победа на выборах — весомый личностный достижение, то для политического консультанта достижения цели является результатом их совместной деятельности. То есть цель и задачи избирательной кампании политический консультант реализует при непосредственном участии и деятельности клиента, активно с ним взаимодействуя.

Умение воспринимать политику как «спектакль».

Такой подход позволяет политическом консультанту бесстрастно и инициативно оценивать роль своего клиента в избирательной кампании. ведь реальность политики — реальность виртуальная, выдуманная. Любая политическая кампания — формирование соответствующего воображаемого мира и предоставления ему правдивых черт.

Упрощенное изображение политической ситуации, в которой находится кандидат дает консультанту поле для маневра, для применения своего творческого потенциала. Представим, что избирательная кампания — своеобразная «спектакль», стратегия кампании — ее «сценарий», тактика — отдельные «действия», а кандидат и его соперники – главные «актеры». Политический консультант предстает в роли «режиссера» этого спектакля, который использует «материальные» и «технические», «человеческие» ресурсы и предусматривает ход событий и определяет поведение актеров.

Ориентация на задание

Основные усилия политический консультант должен направить на решение проблем или поиск путей их решения, прогнозирования последствий, оценки имеющихся и необходимых ресурсов. Клиент, сотрудничая с политическим консультантом, вместе с ним обсуждает сформулированы задачи и делегирует ему полномочия  их реализации в процессе кампании является главным условием успешности реализации любой деятельности.

Коммуникативность

Избирательная кампания предусматривает активное общение с людьми, установление контактов, которые направлены на достижение эффективного взаимодействия. Профессиональная политконсалтинговая фирма — разветвленная система коммуникаций, которую предлагают кандидату и на основе которой реализуют его цели и задачи. Поэтому политический консультант должен следить за всеми видами и жанрами коммуникации, чтобы найти общий язык с любым клиентом.

Правильная артикуляция мыслей

Общение клиента с политическим консультантом предусматривает обмен информацией, который невозможен без грамотности и доступности сообщений консультанта. В избирательной кампании правильная артикуляция мыслей политического консультанта особенно важна, ведь его речь должна быть понятной и клиенту, и любому другому, что позволит без колебаний обращаться к нему со своими мыслями или предложениями.

Итак, А. Егорова-Гантман рассматривает те качества политического консультанта, в основном ориентированы на установление оптимального взаимодействия между политическим консультантом и клиентом в период избирательной кампании.

Активность, коммуникабельность, целеустремленность и организованность консультанта играют ключевую роль. Обобщив вышеупомянутые подходы, приходим к выводу, что политический консультант имеет гораздо более широкое поле для своей деятельности в избирательной кампании, потому что в этот период он способен максимально взаимодействовать с клиентом, используя оптимальное количество ресурсов, и принимать решения, реализуя свой творческий потенциал и беря на себя ответственность за ее проведение. Попробуем очертить преимущества политического консультанта, деятельность которого связана с избирательной кампанией.

Во-первых, избирательная кампания — прежде всего интерактивный, целеустремленный и коммуникативный процесс, что постоянно нуждается в креативности, рискованности, новаторстве в процессе принятия решений. Политический консультант который принимает в ней участие, является активным по сравнению с обычным консультированием клиента по проблемам, давая устные или письменные рекомендации, советы. Его активность проявляется в целенаправленности действий, через выполнение функций (формирование стратегии и тактики, обеспечение методов и средств их реализации), которые делегировал клиент.

Во-вторых, политический консультант в избирательной кампании ответственный за результат своей деятельности перед клиентом. От компетентности консультанта зависит удачный имидж или репутация клиента, в известной степени, его политическое поведение (высказывания в СМИ, публичные действия, выступления), что обеспечивает победу на выборах. Политический консультант отвечает за построение стратегии и тактики в избирательной кампании, следит за соблюдением плана действий и рекомендаций, согласованному с клиентом в течение очерченного периода их сотрудничества.

В-третьих, деятельность политического консультанта в избирательной кампании является манипулятивной. Клиент, делегируя функции создания политического имиджа и стратегии действий, сознательно позволяет специалистам менять в глазах потенциальных избирателей свою поведение или даже собственную биографию. Эффективность и успешность такого манипулирования зависит от честности и профессионализма политического консультанта в отношениях с клиентом.

В-четвертых, профессиональный консультант в период избирательной кампании имеет возможность полностью окунуться в ее процесс, иначе конечный результат не будет соответствовать ожиданиям клиента. То есть консультанту надо оптимально задействовать весь свой ресурсный потенциал для достижения целей и задач клиента в означенный период.

В-пятых, в избирательной кампании существенно меняется статус политического консультанта. Теперь он — ключевая фигура, специалист, который выполняет функции контроля и управления, принимает решения и определяет условия проведения кампании. В США большинство известных избирательных кампаний ассоциируют с именами выдающихся политических консультантов Дж. Неаполитано, Д. Харта, Д. Морриса.

В России другая ситуация — политики скрывают сотрудничество с политическими консультантами, чтобы казаться в глазах народа дееспособными, способными преодолеть любые проблемы без помощи квалифицированных специалистов. Хотя на практике есть тенденция, когда политики приглашают политологов, юристов, экспертов по общественно-политическим вопросам.

В-шестых, политический консультант в избирательной кампании как можно шире раскрывает свой личный потенциал. На каждом этапе взаимодействия с клиентом он демонстрирует способность быстро мыслить, что зачастую оказывается в кризисных ситуациях, где необходимо в течение минимального времени найти оптимальный вариант решения проблемы. Политический консультант, имеющий опыт избирательных кампаний, не может останавливаться на достигнутом. Ведь сотрудничество с различными клиентами требует других подходов, инициативных решений,  нетрадиционных взглядов, особенно когда речь идет об участии в избирательных кампаниях за рубежом.

В-седьмых, в избирательной кампании важно соблюдать этические нормы профессиональных политических консультантов. Правда, этот пункт приводит разногласия и дискуссии. На конгрессах Американской ассоциации политических консультантов от времени ее создания 1968 традиционно в рамках отдельной секции обсуждают этические проблемы политического консалтинга.

В мировой практике определено 5 критериев профессионализма политических консультантов:

  • опора на общепризнанные теоретико-методологические подходы в организации кампаний;
  • компетентность, которую признали пользователи услуг консультантов;
  • компетентность, признана профессиональным сообществом, которое имеет право применять санкции против нарушителей устоявшихся правил консультирование;
  • принадлежность к профессиональной ассоциации, обеспечивает подготовку и повышение квалификации своих членов;
  • соблюдение профессиональной этики.

Профессиональные качества политических консультантов на практике не всегда совпадают с упомянутыми выше характеристиками. Скажем, более приближен к «идеалу» политический консультант в США. Американцы ценят в своих специалистах «деловую хватку», так правильно организованная кампания — военная операция, где необходимо централизованное и авторитарное руководство, которое обеспечивает сильный менеджер-консультант.

Поэтому в США профессии политического консультанта предоставляют наибольшего внимания, целенаправленно готовят соответствующих специалистов в университетах. Среди самых известных центров профессионального образования политических консультантов выделим Школу политического менеджмента Университета Джорджа Вашингтона (The Graduate School of Political Management, The George Washington University) и Программу изучения политических кампаний Университета штата Флорида (Political Campaigning, University of Florida).

Европейское видение идеальных черт политического консультанта несколько отличается, так как для европейцев политика — скорее искусство, а не наука. Для них непременными качествами политического консультанта является:

1) политическая зрелость;

2) диплом о высшем политологическом или иную гуманитарном образовании по прикладной специализации;

3) хороший литературный стиль и способности редактора;

4) грамотная устная речь и талант полемиста;

5) умение легко контактировать с людьми, «воспаляться» их идеями, а не отступая от своих;

6) твердый характер.

В России исследователи тяготеют к европейской модели политического консультирования и тем качествам политического консультанта, которые он предлагает. Так, в России функционирует факультет прикладной политологии Московской высшей школы экономики, на котором студенты учатся по специальности «политическое консультирование» на кафедре политического консалтинга и избирательных технологий, ее основал А. Ситников.