
Политический консультант опыт отечественных и зарубежных исследований
В западной политологической среде недавно значительно увеличилось количество публикаций на эту тему. Особое внимание исследованию деятельности политических консультантов оказывают американские ученые С. Келли, Д. Немо, Л. Сабато, Ф. Лунц, С. Медвик, Дж. Неаполитано, Д. Далио, Д. Маґлеби, Т. Патерсон, Дж. Торбер, Н. ОьШогнеси, П. Манчини, Д. Моррис. Весомые теоретические и практические разработки в этой области предлагают российские ученые В. Гончаров, А. Матвейчев, Д. Ольшанский, А. Сытников, Е. Морозова, Г. Пушкарева, С Пшизова, Ф. Шарков, А. Пронин, А. Березкина, Г. Марченко, К. Егорова-Гантман, И. Минтусов.
Учитывая национальные особенности в разных странах термин «политический консультант» может приобретать иную окраску. Во Франции говорят о «политических маркетологах», в Великобритании — о «медиа-манипуляторах», в Ирландии — просто о манипуляторов, в России устоявшимся является термин «политтехнологи» и «политические аналитики».
Итак, в теоретическом аспекте понятие «политический консультант» достаточно размыто. Американский исследователь Л. Сабато в работе «Появление политических консультантов: новые способы борьбы на выборах» отмечает, что политический консультант — профессионал избирательной кампании, который выполняет прежде всего функции советника и поставщика услуг (таких, как опросы, медиа-креатив) кандидатам, их командам и другим политическим структурам. В широком смысле слова термин «политический консультант» применяют в отношении всех платных работников штаба или отдельных специалистов кандидата. Но чаще его используют на обозначения небольшой элитной группы профессионалов общенационального или международного уровня, работающих на кандидатов различных политических ориентаций, которые имеют в своей карьере сотни успешных избирательных кампаний.
Д. Немо считает, что политические консультанты — те, кто обеспечивает подготовку и проведение кампаний благодаря своим организационным способностям, консультациям, таланта, интеллекта, знанию новых политических технологий.
Еще один американский исследователь С Медвик более подробно характеризует профессионального политического консультанта: «лицо, которому платят (или фирма, которой платят) за оказание услуг для одной кампании национального уровня (президентской) или более чем одной непрезидентских кампаний на уровне низшего национальных (не важно, речь идет о продвижении кандидата или идеи) в течение одного электорального цикла.
Этот человек должен реализовать такую деятельность в течение, как минимум, двух электоральных циклов подряд. В число профессиональных политических консультантов не входят специалисты, которые получают вознаграждение только от одной партии или группы интересов».
Определение, которые предложили американские исследователи, подтверждают: политическому консультанту в первую очередь необходимы соответствующие личностные качества и способности, которые раскрывают его компетентность в сфере политического консалтинга.
Также важными критериями являются предпринимательские способности и разноплановый опыт, полученный благодаря сотрудничеству со многими клиентами. В России имеются среди ученых разнообразные взгляды на личность политического консультанта, а также его деятельность. Ведь развитие политического консультирования в странах Центрально-Восточной Европы началось значительно позже и происходит медленнее по сравнению с западным опытом и приходится на 90-е годы ХХ в.
По мнению исследователя М. Головатого, политический консультант в реальной политике фактически предстает в роли партнера того, кого он консультирует.
В. Горбатенко дает такое определение политического консультанта: компетентное и авторитетное лицо, что представляет информационный продукт политического анализа заказчику или адресату, которого назвал клиент.
Аналогичного взгляда придерживается российский политолог Д. Ольшанский, который отмечает, что политический консультант выполняет не вспомогательную функцию в отношениях с клиентом, а является самостоятельным функционером в не публичной теневой сфере политики.
Принимая во внимание психологический аспект, А. Егорова-Гантман отмечает: политический консультант — прежде всего психолог, анализирует ситуацию, что там находится клиент, дает рекомендации, как решить его проблемы, помогает реализовать стратегию.
Несколько иное мнение выражает В. Гончаров. Соглашаясь с американскими исследователями, он отмечает, что политические консультанты — специалисты, которые в основном технологически обеспечивают избирательные кампании. Ученый отмечает, что политический консалтинг — сфера оплачиваемых услуг, которая требует от ее субъектов профессиональных качеств, направленные на конкретный результат.
Российский исследователь А. Матвейчев считает, что политический консультант является и тем самим субъектом политики, как депутат, губернатор, мэр, министр, чиновник, политолог, социолог или журналист. Политический консультант — не теоретик политической рекламы, а не политолог в стереотипном понимании этого понятия, а практик, поле деятельности которого — значительно шире.
Итак, российские ученые рассматривают понятие «политический консультант» в контексте отношений с клиентом, акцентируя внимание на межличностном взаимодействии, компетентности и авторитетности заказчиков, что предполагает достижение конкретного результата и означает коммерческий характер их деятельности.
Понятие «консультант» нужно отделять от понятия «советник» (довольно часто между ними проводят не всегда оправданную аналогию).
А. Матвейчев разъясняет это противоречие с точки зрения юриспруденции, на примере аналогии между советниками и «корпоративными» юристами и политическими консультантами и «свободными» юристами. Политические консультанты, в отличие от советников, могут работать самостоятельно или в составе соответствующей фирмы, ели консультант не является непосредственно подчиненным клиенту. Отношения между ними и политиками выстраиваются по принципу «клиент – исполнитель», а не по принципу «начальник – подчиненный».
Такое взаимодействие предполагает не отношения подчинения, а равноправное сотрудничество. Деятельность советников происходит во властных структурах и предусматривает ряд «служебных обязанностей», а политический консультант имеет относительно клиента не «обязанности», а «обязательства».
Политический технолог воплощает на практике разработаны схемы и приемы политической деятельности. Отличие политконсультанта от политтехнолога в том, что консультант показывает клиенту альтернативные решения той или иной проблемы, предупреждает о возможных плюсах и минусах каждого варианта, но окончательное решение зависит от заказчика (взамен политтехнолог принимает решение вместо клиента). Соответственно, политический консультант заставляет клиента думать, анализировать, а политтехнолог самостоятельно решает задачи с помощью отработанных технологий и методов.
Имиджмейкер — специалист управления имиджем и репутацией своего клиента. отличие политического консультанта и имиджмейкера — прежде всего в узкой специализации имиджмейкера, ведь задача политического консультанта не ограничена чисто построением политического имиджа.