Сельское поселение и глава сельского поселения

Сельское поселение обозначает вид муниципального образования, в территориальные границы которого включены земли населенных пунктов и иные категории данного муниципального образования.

В Градостроительном кодексе Российской Федерации указаны два отличия поселения от обычных сельских населенных пунктов. Для поселений характерны общая объединяющая территория и наличие местного самоуправления.

В Конституции РФ введено понятие поселения как территориальной основы местного самоуправления. Это понятие получило свое развитие в Федеральном законе от 06.10.2003 №131-ФЗ. В «Концепции устойчивого развития сельских территорий в Российской Федерации до 2020 года» понятие «сельские населенные пункты» определено, как место проживания людей.

Глава сельского поселения – высшее должностное лицо муниципального образования, наделённое Уставом муниципального образования и Федеральным законом № 131-ФЗ, от 6.10.2003 года, «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В Конституции РФ более 25 лет назад была прописана форма местного самоуправления как вид народной власти, которая предполагает автономное решение гражданами (через созданные ими структуры или непосредственно населением) большого объема вопросов, имеющих местный характер. Главные законодательные акты в сфере местного самоуправления были сформированы с 1995 по 1998 гг. В этот временной отрезок были приняты главные законодательные акты о самоуправлении на местах: ФЗ №154 «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», ФЗ №138 «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», ФЗ №126 «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ №55 «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» и др. Данные законы определили значение муниципальной собственности, ввели главные догмы правовой защиты и разработали положения о финансовых и экономических признаках самостоятельного самоуправления на местах, предусмотрели выборы глав для муниципальных образований сельских поселений на всеобщих выборах или представительным органом местного самоуправления из своего состава. До вступления в силу федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ФЗ №131 «Об общих принципах…») выбранный гражданами глава сельского поселения становился во главе представительного органа, а также мог возглавить администрацию сельского поселения. Использование данной технологии управления давало устойчивое политико-административное руководство сельским поселением, в особенности, если глава сельского поселения стоял во главе и представительного органа местного самоуправления, и администрации. На данный момент порядок выборов главы сельского поселения устанавливается Уставом сельского поселения в соответствии со статьей 36 п.2 ФЗ №131 «Об общих принципах…», предусматривающей несколько видов избрания главы сельского поселения:

1) глава сельского поселения выбирается на всеобщих выборах и становится во главе местной администрации. Такой вариант развития событий был наиболее популярен в 90-х гг. ХХ в.

2) глава сельского поселения выбирается на местных выборах, входит в состав представительного органа сельского поселения и становится его председателем, а назначение главы местной администрации проходит в конкурсном режиме. Такой вариант не имел большой популярности, так как не дает выборному главе сельского поселения самостоятельное управление местной администрацией и в полной мере решение вопросов местного значения.   

3) глава сельского поселения выбирается представительным органом сельского поселения из своего состава и становится его председателем, а место главы местной администрации выбирается по конкурсу представительным органом.  

4) глава сельского поселения выбирается представительным органом из своего состава и становится его председателем, а также главой местной администрации (такой вариант выборов главы сельского поселения возможен только в сельских поселениях).

Глава сельского поселения избирается гражданами Российской Федерации, место жительства которых расположено в пределах соответствующего сельского поселения, на основании общего равнозначного и прямого избирательного права тайного голосования.

Вышеупомянутый первый пункт, при котором глава сельского поселения избирается на сельских выборах и становится во главе местной администрации, имел наибольшее распространение в 90-х гг. ХХ в., но на данный момент происходит повсеместный отказ от общественных выборов и происходит плавный переход к третьему пункту выборов главы – уже более 30% сельских поселений перешли от избрания мэров к их фактическому назначению.

В настоящий отрезок времени активно пропагандируется модель организации местного управления, при которой глава сельского поселения выбирается представительным органом из его же состава, а назначение главы местной администрации происходит по контракту на конкурсном основании, представительным органом сельского поселения. К положительным сторонам такой модели ее сподвижники относят то, что она дает больше возможности для смены некомпетентных и непрофессиональных руководителей, а точные конкурсные требования к кандидатам обеспечивают нужный уровень профессиональной подготовленности глав местных администраций.

К числу преимуществ модели относятся также экономия бюджетных средств, оперативность назначения на должность главы местной администрации по контракту и возможность процедуры досрочного прекращения полномочий, в том числе и главы региона. Однако, по мнению многих специалистов, при такой модели изначально заложен конфликт интересов, ввиду того, что при осуществлении управления неизбежно возникает двоевластие, в результате чего снижается ответственность перед гражданами, т.к. сити-менеджер неподотчетен населению и не связан с разработкой долгосрочных планов социально-экономического развития сельского поселения.