Что такое избирательные технологии

Избирательные технологии можно определить как систему средств, приемов и способов, направленных на решение задач избирательной компании, и как комплексы методов, используемых в ходе выборов.

Кроме того, Избирательные технологии можно определить и как совокупность приемов, методов воздействия на избирателя, основанных на определенных научных разработках, данных конкретных социологических исследований с целью достижения политического успеха определенной политической силы на выборах, использующей для достижения цели средства политической рекламы и методы public relations, а также, в более узком смысле, как «определенный метод борьбы за электорат, соотносимый с общей концепцией проведения избирательных кампаний, с одной стороны, и с определенными средствами ее проведения с другой, и оказывающийся элементом системы политической технологии избирательной кампании».

При этом применение таких технологий требует решения типовых задач, обеспечивающих управление политическим поведением субъектов с целью упорядочения и оптимизации избирательного процесса посредством создания и использования специальных алгоритмов.

Однако специфика таких технологий во многом определяется характеристиками политической системы, в зависимости от степени демократичности и открытости политического режима, наличием или отсутствием оппозиции, независимых СМИ, конфигурацией избирательной системы в узком смысле слова (мажоритарная, пропорциональная и др.) и т.д.

В силу того, что все избирательные кампании проходят через ряд этапов, установленных законодательством, которые, помимо нормативной базы, обуславливаются типичными политическими событиями, типичным составом субъектов избирательного процесса, общими аспектами их взаимодействия, что позволяет определить и алгоритм избирательной кампании, включающий анализ предвыборной ситуации, разработку избирательной стратегии и ее реализацию.

Каждый блок имеет характерный способ организации избирательных технологий: в частности, при анализе предвыборной ситуации применяются технологии диагностики (исследуются объективные социальные условия, конъюнктура избирательного округа);

оцениваются ресурсы кандидата для достижения поставленной цели;

вырабатывается вероятностный прогноз ее достижения;

при разработке избирательной стратегии используется технология проектирования, включающая в себя анализ возможных альтернатив избирательной стратегии до принятия кандидатом окончательного решения об участии в выборах;

при положительном решении происходит детализация стратегии в стратегическом плане избирательной кампании, то есть программе для разработки дальнейших, более детальных технологий;

в рамках основного блока избирательной кампании реализуется избирательная стратегия, включая технологии управления избирательной кампанией, политической рекламы, коммуникации, создания имиджа, контактов со СМИ, финансирования (сбора и расходования средств) избирательных кампаний, создания информационных продуктов (лозунгов, текстов, видеоклипов и пр).

Есть и другие алгоритмы:

1. Определение общих целей вступления в предвыборную борьбу, ресурсов и возможностей кандидата в будущей избирательной кампании;

2. Формирование команды кандидата (организационной структуры);

3. Изучение предвыборной ситуации, включая социально-демографическую структуру, итоги предыдущих выборов, социологические исследования по изучению оппонентов и особенностей существующего имиджа кандидатов;

4. Исследование социально-политической ситуации;

5. Стратегическое планирование кампании (утверждение целей и задач, определение адресной группы, определение главной стратегической линии кампании, разработка имиджа кандидата, определение основной проблемы или темы кампании, разработка предвыборной программы, формулирование основных лозунгов, составление плана кампании;

6. Реализация кампании (выдвижение и официальная кампания кандидата);

7. Анализ и осмысление результатов кампании.

Таким образом, несмотря на существование в литературе различных мнений относительно этапов избирательной кампании с точки зрения применения алгоритмов избирательных технологий, можно сделать вывод о том, что,

во-первых, применение избирательных технологий непосредственным образом связано с организацией избирательной кампании;

во- вторых, поскольку каждая избирательная кампания проходит ряд последовательных этапов, и каждый этап кампании требует использования определенного набора технологий, можно говорить об определенной их упорядоченности.