Черный пиар в политических технологиях

«Черный ПР» — явление недостаточно обоснованное и изученное, а для многих специалистов по связям с общественностью — несуществующее по определению понятие. Однако, для данной статьи необходима четкость в том, что мы понимаем под этим определением.

Действительно, если мы вспомним классическое определения ПР С. Блэка («искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности» ) — «черный ПР» просто не может существовать.

Некоторые считают, что «… «черный PR»… является местным СНГовским изобретением. То, что у нас называют «черный PR» — не более чем заказной копромат, оплаченный пасквиль, за который при желании можно привлечь к ответственности, подав в суд заявление».

Большинство политтехнологов высказывают, по собственным словам, «немного парадоксальное» мнение. Утверждая: «черного PR» в природе не существует. Что такое PR? — Определений существует множество, но все они сводятся к тому, что PR (паблик рилейпшз, взаимоотношения с общественностью) — это гармонизация контактов между источником, который хочет проинформировать аудиторию, и людьми, эту аудиторию составляющими. Ну а что может «гармонизировать» откровенная грязь и чернота?»

Тем не менее, существование в России «черного ПР» несомненно. В любой предвыборной кампании любого уровня, используются грязные Политтехнологии, совокупность которых, направленная на искажение образа соперника с целью изменить результаты выборов, является кампанией по «черному ПР». Особенно широко «черный ПР» используется, к сожалению, в России, где политическая культура и сознание избирателей находится на очень шоком уровне.

Проблема термина «черный ПР» встречается во многих работах. Чаще всего можно увидеть разделение на «белый» и «черный» ПР.

В. Костюковский пишет, что «белый ПР» — это реклама, которая соответствует требованиям закона и морально-этическим нормам. «Черный ПР» — это антиреклама, «Черный ПР» превалирует над «белым».

Сходен с термином «черный ПР», и нередко упоминается в одинаковом значении термин «грязные выборные технологии или неправомерные избирательные технологии». Данный термин стал впервые использоваться в период выборов в Законодательное собрание Санкт-Петербурга 1998 года. Мальцева Н.М. считает, что определение «грязные избирательные технологии» не может быть строгим юридическим понятием, так как это пиар — термин.

Некоторые политтехнологи склонны рассматривать более узкий термин — «фальсификация». Большая Советская энциклопедия определяет данный термин как злостное, преднамеренное искажение данных;

заведомо неверное истолкование чего-либо;

изменение с корыстной целью вида или свойства предмета;

подделка. 

 «Фальсификация — это преднамеренное искажение результатов голосования путем манипуляции с избирательными документами, удостоверяющими волеизъявление граждан, либо путем преднамеренного изменения свободного волеизъявления граждан».

Многие политтехнологи используют термин «политические манипуляции». Обычно под этим термином понимают воздействие на человека, группу людей с целью побуждения к действиям, противоречащим его (их) собственным интересам. Особенностью политических манипуляций является то, что они совершаются для достижения определенных политических целей и имеют политические последствия для всего общества или какой-то его части. 

Иногда встречается термин «некорректные (манипулятивные) избирательные технологии». Некорректность данных технологий обуславливается одним характерным признаком — присутствием элементов манипуляции общественным сознанием, а проще — элементов обмана избирателей.

Популярен среди политтехнологов термин «деструктивные технологии», под ним подразумеваются технологии, которые негативно влияют на общество, способствуют разрушению (деструкции) избирательного процесса, порождают правовой нигилизм, безнравственность, политическую апатию, ведут к потере управляемости.

Некоторые политтехнологи предлагают термин «политическая контрреклама». В контрреламе используются достоверные сведения об оппонентах и материалы, публикуемые с целью дискредитации оппонента.

В той или иной степени все эти термины являются составляющими общего определения технологии «черного ПР».

Public Relations (сокращенно PR, или ПР) по сути своей являются совокупностью методов, процедур и технологий, направленных на достижение определенных целей (скорее положительных, чем отрицательных). Слово «черный» в зависимости от контекста может принимать различные значения (случаи, когда слово «черный» обозначает цвет, мы не принимаем во внимание). В данном случае, оно имеет отрицательную, неблагоприятную, негативную смысловую нагрузку, наряду с такими фразеологизмами, как «черный вторник», «черная дыра», «черная магия», «черные мысли».

Соответственно под термином «черный ПР» можно подразумевать совокупность методов, процедур и технологий направленных на достижение негативных целей, например на дискредитацию имиджа оппонента.