Понятие «политический маркетинг и политические технологии»

Понятие «политический маркетинг» в ряде случаев применяется как:

1.            Совокупность теорий и методов, которыми могут пользоваться политические организации и органы власти с двоякой целью: определить свои задачи, программы и повлиять на поведение граждан;

2.            Совокупность технических приемов, используемых для того, чтобы вывести конкретного кандидата на его потенциальный электорат;

3.            Прием сделать этого кандидата известным максимальному числу избирателей;

4.            Метод обозначения разницы между ним и его конкурентами;

5.            Способ применения минимума средств, чтобы завоевать в ходе избирательной кампании необходимое число голосов;

6.            Набор технических средств, позволяющий создать образ и содействовать известности того или иного деятеля, помогая привлечь избирателя к его идеям, программе, личности.

С учетом приведенных выше определений понятия технологии вообще, и в частности, как совокупности методов, средств и способов, которую, в силу ее распространенности, можно считать аксиомой, очевидно, что понятия «политический маркетинг» и «политические технологии» используются в литературе в качестве синонимов (хотя некоторые авторы придерживаются иного мнения).

Для решения целей представляется целесообразным использование термина «политические технологии» ввиду того, что употребление терминов политический или электоральный «менеджмент», «маркетинг», носящих все же экономический характер, применительно к политике, смещает акцент в сторону обусловленности политических отношений экономическими факторами.

Необходимо отметить, что характеристики термина «политические технологии» в литературе определяются, как:

1.            Способ упорядочения целесообразной практической деятельности;

2.            Совокупность приемов, направленных на преобразование, изменение состояния объекта в сфере политики;

3.            Достижение заданного результата в данной сфере посредством «трансляции политической культуры».

Специфика объекта политических технологий предопределяет, что область их применения достаточно широка и охватывает практически всю политическую сферу жизни общества, начиная от технологий избирательных кампаний, формирования имиджа политического лидера и общественных организаций, манипулирования при помощи средств массовой информации до технологий осуществления политической власти.

Субъектом реализации политических технологий выступает чаще всего политическая элита, реализующая цели развития конкретного общества, но в то же время в качестве субъекта политических технологий можно рассматривать и других политических субъектов, не являющихся частью властвующей политической структуры, в том числе политические партии, общественные движения, профсоюзы, отдельных политических лидеров и т.д.

Объектом воздействия политических технологий является политическое сознание и поведение членов общества, его состояние и направленность.

В числе инструментов реализации политических технологий, круг которых достаточно широк и многообразен, необходимо отметить средства массовой информации (далее — СМИ), деятельность политических и социологических научных центров, которая позволяет использовать многообразие политических закономерностей, принципов, норм и факторов при определении целей, средств и методов осуществления политики, осуществляя процесс технологизации политической среды.

Построение политических технологий осуществляется при помощи аналитического целеполагания и разделения деятельности на отдельные стадии, этапы, операции, отбора адекватных методов, средств и логики их применения в зависимости от реализуемых целей. Специфика сферы политических технологий, обусловленная многообразием политической жизни, определяет наличие ряда этапов их разработки и осуществления (диагностика и мониторинг политической ситуации; постановка целей и задач, решаемых политической технологией, анализ возможных вариантов их достижения и т.д.).