Психолого-типологическая модель электорального поведения
психология избирателя

Психолого-типологическая модель электорального поведения

Психолого-типологическая модель электорального поведения выделяет следующие характеристики российского населения:

1.            Экстраверты — избиратели, расположенные к политической активности. Их отличает коллективная природа в сочетании с альтруизмом, не критичность, потребность в признании, зависимость от общественного мнения, приспособленчество.

Экстраверты делятся на четыре типа:

а)            мыслительный тип — люди, уважающие традиции, имеющие хорошее образование. Этот тип избирателей обычно составляют блестящие политики, организаторы, потенциальные лидеры;

б)           чувствующий тип — люди, поддерживающие традиционные, общепринятые ценности. Такие избиратели являются политическими участниками, не претендующими на лидерство;

в)            ощущающий тип — люди, с преобладающей внешней стороной жизни, любящие сильные ощущения, принимающие решения на основе собственной интуиции. Такие избиратели любят менять и испытывать разнообразные роли, они отличаются повышенной внушаемостью, психологической неустойчивостью;

г)            интуитивный тип — люди, обладающие способностью ощущать то, что происходит «за сценой», они ищут новые области деятельности и считают политику «грязным делом».

2.            Интроверты — люди, которые принимают чаще всего субъективные решения. Такие избиратели не принадлежат к какой-либо группе, не сплачиваются с другими избирателями, не доверяют и безразличны к ним. Это консерваторы, которые противостоят миру, озабочены происходящим.

а)            мыслительный тип составляют люди, личные переживания которых не зависят от общепринятых идей, они безразличны к мнениям других. Чаще всего такие избиратели презирают политику и не участвуют в выборах;

б)           чувствующий тип — это молчаливые и труднодоступные люди, ощущающие каждодневную тревогу за будущее и настоящее;

в)            ощущающий тип — это люди, у которых отсутствует способность рационального мышления. Чаще всего выбор таких избирателей основан на озарении или интуиции. Активный избиратель такого типа склонен к асоциальному заражению и провоцированию людей на проявления массового недовольства, агрессии. Пассивные избиратели данного типа плывут по течению и поддаются любому воздействию, политическое мировоззрение таких избирателей нечеткое, размытое;

г)            интуитивный тип избирателя хранит верность внутренним образам, а не внешней реальности. Основываясь на личных представлениях, он и расставляет приоритеты на политической арене.

Что касается электоральной активности данных типов избирателей, то 43% из них являются активными участниками, 59% — колеблющиеся и абсентеисты, 53% избирателей проявляют неадекватное поведение в политике, обусловленное оказываемым на них давлением, 39% — не интересуются политикой и вообще не ходят на выборы, 17% избирателей могут участвовать, но отдадут свои голоса экстремистским партиям и лидерам, либо вообще не будут принимать участия в выборах. 

Модель электорального поведения, основанная на личностных особенностях избирателя

Существует модель электорального поведения, основанная на личностных особенностях избирателя. Здесь выделяют соответствующие характеру по темпераменту человека типы электорального поведения:

1.            Апатично — индифферентная модель (девиз избирателя — «не думал и не хочу думать»). Избирателю в данном случае безразличны любые политические игры, он не пойдет голосовать, или проголосует случайным образом, под влиянием сиюминутных обстоятельств.

2.            Модель стереотипного поведения («я уже все знаю, и больше не хочу ничего знать»). Такие избиратели голосуют на основе сформированных ранее представлений, например, не голосовать «за чужака», «нового русского», «коммуниста».

3.            Не информированная модель поведения — («кое-что знаю, но хочу знать больше»). Этот тип избирателя открыт для восприятия новой информации, но не готов приложить усилия к ее поиску.

4.            Эмоциональная модель поведения характерна для избирателя, у которого эмоции, полученные от политической рекламы, перекрывают все другие каналы восприятия. Вся информация воспринимается либо в черном, либо в белом цвете, середины такой избиратель не видит.

5.            Идеологизированная модель поведения подразумевает установку «наш — не наш», или «свой — чужой». Для избирателя при выборе главное значение имеют не личные качества кандидата, а приверженность его той или иной идеологической доктрине. Избиратель придерживается лозунга — кто не с нами, тот против нас.

6.            Рационально воспринимающая модель поведения характерна для избирателя, который четко осознает свои личные интересы, такой избиратель голосует сознательно, понимает последствия политического выбора, всегда изучает программы кандидатов и партий. Российский электорат такого типа насчитывает всего 10% избирателей.

7. Голосующие на основе базовых ценностей и морали, избиратели не обращают внимания на политическую рекламу, действуют исходя из собственных убеждений.