Применение административного ресурса в избирательных кампаниях

Смысл проведения административной избирательной кампании заключается в том, чтобы с максимальной отдачей использовать те рычаги и ресурсы влияния на избирателей, которыми обладает действующая власть. В ходе выборов кандидат, находящийся у власти или получивший поддержку властных структур, располагает целым комплексом дополнительных возможностей.

Таким человеком может быть как чиновник высокого ранга, так и независимый кандидат, являющийся, к примеру, директором крупного, градообразующего предприятия, значительное количество работников которого проживает на территории округа.

Под применением административного ресурса в избирательных кампаниях мы будем понимать использование, в том числе незаконное, заинтересованными лицами делегированной им власти в целях влияния на результаты выборов. Важно, что влияние может осуществляться не только через побуждение избирателей (не) голосовать за определенного кандидата, но и без такового.

Примером могут служить установление границ округов или числа туров голосования, требований к заполнению подписных листов, порядка утверждения результатов выборов или перенос дня голосования.

Важным вопросом относительно применения административного ресурса является вопрос его осуждения или соотнесения с демаркетинговыми технологиями. Некоторые используемые приемы имеют явно незаконный характер, например, угрозы и подкуп избирателей, принудительное голосование военнослужащих и лиц, пребывающих в местах лишения свободы во время.

Такие методы сразу же выпадают из поля обсуждения, однако всевозможные пограничные или «серые» административные меры получают неоднозначную оценку даже в научных кругах. Так, например, говоря об использовании стартовых преимуществ кандидатов власти, Е. Малкин и Е. Сучков отмечают отнесение подобных действий к демаркетинговым технологиям нерационально, поскольку «они всегда использовались, используются и будут продолжать использоваться всеми кандидатами от власти во всех странах».

Сходной точки зрения придерживается и О. Широков, он считает, что даже сам по себе административный ресурс — это результат предыдущей административно-хозяйственной деятельности конкретного кандидата, в некотором смысле его заслуга, и он имеет полное моральное право им воспользоваться.

Таким образом, административный ресурс предстает весьма спорным явлением, как с позиций его эффективности, так и с позиций правомерности его применения. Столь сильное развитие в нашей стране он получил за счет пережитков административно-командной системы прошлого режима, оставшихся в сознании граждан, как рядовых избирателей, так и политических элит и их представителей, участвующих в выборах.

Рост масштаба использования властных рычагов приводит к тому, что применение административного ресурса начинает выступать определенной альтернативой избирательным технологиям как методам конкурентной предвыборной борьбы.