Средства массовой информации элемент механизма формирования общественного мнения
информация

Средства массовой информации элемент механизма формирования общественного мнения

В современном российском обществе чрезвычайно важную роль играют средства массовой информации (СМИ). В данной статье мы рассматриваем их в качестве важнейших инструментов информационной политики государства и гражданского общества.

Доверие к СМИ коррелируется сегодня с доверием к власти, и наоборот

Чем выше степень совпадения доверия народа к власти и к СМИ, тем успешнее движение на пути к успеху, к прогрессу.

Чем прочнее связи в треугольнике власть — СМИ — народ, тем выше политическая стабильность как фактор развития современного российского общества.

Чем больше доверия внутри каждой страты и между стратами в данном треугольнике, тем благоприятнее условие для принятия управленческих решений и их реализации.

Чем выше доверие к органам власти (политической, экономической, информационной, духовной) по вертикали и горизонтали, тем выше степень прочности, целостности, суверенности России, тем больше реальных предпосылок для прорыва страны в число высокоразвитых стран. А главное — для повышения материального благополучия, духовного, душевного и физического здоровья народа.

В этом мы полностью солидаризируемся с В.Д. Поповым, который на протяжении длительного времени отстаивает необходимость единой государственной информационной политики, осуществляемой в интересах народа и для народа.

Также совершенно необходимым является определение того, что мы вкладываем в содержание понятия «информация». Информация на протяжении всей истории человечества была и остается ценнейшим товаром. Одним из величайших начинаний за последние триста лет является исследования того, что люди знают или думают.

Сам термин «информация» чаще всего трактуется в двух значениях

Во-первых, как сообщения, осведомляющие о положении, о состоянии чего-нибудь, и, во-вторых, как сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые и передаваемые человеком или специальными устройствами . Однако такое толкование понятия «информация» нас не может устроить в силу своего «публицистического» содержания.

Более емкое определение информации социальной, а нас интересует в первую очередь именно социальный аспект информации, содержится в энциклопедическом социологическом словаре. Там социальная информация трактуется как «совокупность сведений объективно необходимых для устойчивого функционирования общественного организма.

Социальная информация является комплексом знаний о состоянии и взаимодействии различных институтов общества, о связи реальной деятельности людей с развитием их сознания и процессом воздействия общественного сознания на общественную практику» .

В современных словарях информация трактуется следующим образом:

1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством;

2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь.

Аналогичные определения дает и словарь иностранных слов: информация –

1) сообщение о чем-либо;

2) сведения являющиеся объектом хранения, переработки и передачи.

3) количественная мера устранения неопределенности (энтропии).

Часто приводятся следующие определения понятия «информация»: информация есть отражение реального мира (общее философское определение).

Информация — отраженное разнообразие (философское, марксистское).

Информацию понимают как некоторую субстанцию, занимающую промежуточное положение между материей и сознанием (идеалистическое, нематериалистическое).

Эти определения конечно весьма ценны для философских изысканий, но являются общими и не имеющими практического применения в социологической науке.

В теории управления информацию определяют также как сведения, являющиеся объектом некоторых операций: передачи, распределения, преобразования, хранения или непосредственного использования. А также как характеристику внутренней организованности материальной системы, которая позволяет оценивать потенциальные возможности систем, независимо от процесса передачи или воспроизведения.

Кроме этих, существует множество других определений информации, они сложны и противоречивы, особенно сейчас, когда происходит переосмысление ее роли в экономике и в быту.