Социальные технологии

Социальные технологии

Социальные технологии выступают особым участком в общем поле технологий. Их можно представить как сегмент технологий, замкнутый на общественных процессах. В силу сложности и многомерности как самого общества, так и системы социальных отношений, социальные технологии, сохранив основные общие черты, обрастают определенными специфическими характеристиками по сравнению с технологиями, например, производственными.

Теоретико-концептуальную основу изучения (в том числе выделения как феномена) социальных технологий заложил Карл Поппер, перенесший особенности своей философии науки на политическую философию. Отвергая возможность теории исторического развития, основываясь на которой можно было бы заниматься историческим предсказанием, исследователь предлагает экспериментирующую (tentative) политику постепенных шагов, своего рода научный реформизм. На основе критики историцизма как крайне утопических долгосрочных предсказаний хода истории, К. Поппер рассматривал так называемую социальную инженерию, которая в большинстве своем выступала в его труде в качестве реформаторской деятельности.

Поэтапная социальная инженерия касается определенных областей или сфер жизнедеятельности и решает конкретные практические задачи. В этом смысле современные социальные, политические технологии и технологии власти — суть поэтапная социальная инженерия. Их создание и использование — есть показатель ухода от утопичности, стремления к далекому идеалу, который невозможно достичь, не зная, как он выглядит, подобно тому, как нельзя выработать технологию создания неизвестной абстрактной сущности.

Любая социальная технология — это фундаментальный инструмент по этапной социальной инженерии, а их существование — это следствие и показатель доминирования последней. Их сущность состоит в том, что они представляют собой усовершенствованный набор методик и приемов, позволяющий наиболее простым, эффективным и предсказуемым способом достигнуть конкретного, видимого и измеримого результата, который (возможно) неоднократно достигался в прошлом. Это отражение сути поэтапной социальной инженерии, которая реализуется через социальные технологии. Таким образом, на основе рассуждений Карла Поппера можно прийти к выводу, что в понятии «социальные технологии» ключевым смыслом обладает именно технология. Сущность этого феномена видится именно в технологичности, как совокупности навыков и умений, многократно отточенных приемов и операций, некоторой методологии, на основе которых специалисты по социальной инженерии должны получить предсказуемый и ожидаемый результат.

Таким образом, в существующих определениях понятия и сущности социальных технологий нельзя выделить единой точки зрения более рационально будет говорить о сложившихся в науке подходах, а также некоторой неопределенности и смыслового множества употребления этой категории. Например, по мнению М. Флямера, «это скорее метафора и бренд», чем строгое понятие. В частности, путаются и смешиваются трактовки социальной технологии как элемента принадлежащего процессу и пространству управления и трактовки социальной технологии как концентрированной процедуры решающей определенную социальную проблему». Кроме этого, М. Флямер, также обращает внимание на недостаточную изученность и, как следствие, необходимость специальной разработки таких вопросов, как собственно определение, элементы конструкции, цикл жизни, критерии оценки и сфера применения социальных технологий.

Наиболее универсальное определение, на наш взгляд, приводится в электронном словаре «Глоссарий.ру»: «Социальная технология — совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в процессе социального планирования и развития, решения разного рода социальных проблем».

Достаточно широкую трактовку приводит в своем исследовании И.В. Калачев. «Социальные технологии — набор последовательных действий, направленных на объект социальной реальности и имеющий целью перевод этого объекта из одного состояния в другое, либо сохранение состояния этого объекта».

И.С. Бурикова подчеркивает, что, по мнению большинства отечественных ученых, ни одно из существующих определений социальных технологий не является точным, синтезирует несколько мнений в следующую трактовку социальной технологии как специально организованной области знаний о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимосвязи, динамики и обновления социальных процессов.

Е.А. Койшина нацеливает направленность социальных технологий на предсказуемый итог. Она дает следующую трактовку. «Социальные технологии выступают как интеллектуальный наукоемкий способ, использование которого позволяет не только изучить и предсказать различные социальные перемены, но и активно влиять на практическую жизнь, получать прогнозируемый социальный результат».

Вновь обратившись к позиции М. Флямера, можно обнаружить, что приведенные определения в больше мере относятся к трактовкам социальной технологии как принадлежащей к пространству управления, то есть элемента или направления управленческой деятельности. Тогда как два последующих понятия будут скорее характеризовать изучаемый феномен как концентрированную методику разрешения социальных проблем. Подобная линия хорошо прослеживается у Д. Гавра. С его точки зрения, социальная технология — это опирающаяся на определенный план целенаправленная системно организованная деятельность социального субъекта, направленная на решение какой — либо социально значимой задачи и представляющая собой систему процедур и операций использования социальных ресурсов, обеспечивающую решение этой задачи.

Необходимость возникновения социальных технологий, а также их роль в современном обществе связаны, прежде всего, с усложнением общественных отношений в процессе исторического развития социума. Их появление было обусловлено потребностью оптимизировать систему управления, а также максимально быстро распространять и воспроизводить разного рода социальные инновации — идеологические ценности, программы, проекты. Таким образом, социальные технологии возникают с развитием системы общества и усложнением ее структуры как необходимое условие средство адекватного развития и оптимизации управленского процесса.

Объектом социальных технологий выступают люди и различные социальные группы, институты и организации, а также взаимосвязи и отношения, которые возникают между ними в процессе жизнедеятельности.