Общественное мнение и массовые настроения

Общественное мнение и массовые настроения

Общественное мнение и более глубокий пласт, служащий основой для него — массовые настроения — объекты, на которые в политике направлены самые современные технологии и воздействия с целью его изменения или формирования. Для успешного их осуществления учитывается следующее:

1) степень удовлетворённости или неудовлетворённости общими социально-политическими условиями;

2) субъективная оценка индивидом возможности реализовать себя и удовлетворить свои потребности;

3) стремление изменить условия ради осуществлений своих притязаний. Чем больше расхождение между притязаниями и реальностью, тем легче достигается особое состояние массового сознания — массовый психоз.

Массовое настроение является переходным мостом между ощущениями, эмоциями и осознанным общественным мнением. Оно быстро распространяется и очень заразительно, поскольку его контроль со стороны сознания затруднён. Оно легко объединяет людей, находящихся в одинаковых условиях и в одном положении. При этом на массовые коммуникации возлагается задачи социально-психологической подготовки людей и формирования и обеспечения нужных мотивов у общества.

В истории государств и мировых религий веками отработано влияние на массы. Оно выражается в пропагандистско-идеологическом воздействии, часто при помощи манипуляций притязаниями и уровнем жизни. Игра идёт на их разнице, а больший эффект достигается завышением первого и занижением второго.

Однако необходимо учитывать, что массовые настроения и общественное мнение можно сравнить лишь с поверхностью моря, которое может быть штормовым или спокойным. Но есть еще более глубинный пласт — это массовое сознание, которое подвергается воздействию гораздо труднее, так как носит не сиюминутный характер, а опирается на историческую память и многовековую культуру и определяет национальный менталитет.

В отличие от массового настроения массовое сознание включает в себя не только эмоциональное, но и рациональнее начало. С целью внесения изменений в массовое сознание обычно учитывается действие одного из базовых механизмов психики — антитезы «мы» и «они». Внешние признаки, по которым идёт объединение или разделение

1) язык;

2) религия;

3) внешность;

4) географическое положение.

5) социально-политические взгляды и положение;

Носители отличных признаков сразу наделяются отрицательной оценкой. Человек должен осознавать свою принадлежность к какой-либо группе. Это опирается на другой базовый инстинкт — самосохранения. При воздействии на сознание часто используется мотив страха перед какой-либо опасностью, что легко объединяет людей в группу.