Пример формирования общественного мнения

Не все приемы, которые находятся в рамках этики связей с общественностью, приносят ожидаемые результаты. Гораздо чаще успех приносят методы, стоящие на границе этики и даже морали. Но если речь идет о результатах «здесь и сейчас», то политтехнологи обычно о вопросах этики не заботятся. То есть на реальной практике для формирования общественного мнения используются все средства, которые могут способствовать достижению цели. Учитывая, что общественное мнение постоянно изменяется и адаптируется к информации, в этой деятельности идёт постоянный отбор приёмов, которые, всё более точно попадая в целевую аудиторию, не только не дают ей возможности уклониться от принятия сообщения, но и требуют выполнения заложенных в нём программ.

Проводя изменения в обществе, властные структуры использовали определенные приемы в те времена, когда никто не знал о политических коммуникациях. Но уже тогда государи знали цену мнению народа и понимали, что постепенное воздействие лучше резких силовых приемов. Некоторые методы в несколько измененном виде применяются и сегодня.

Одним из стандартных приемов разрешения кризисной ситуации на уровне правительства является концентрация внимания населения на внешней угрозе, в результате которой население группируется вокруг лидеров. Так реализуется патриотический вариант стратегии: «…угрозы иностранного вмешательства вызвали в России такой взрыв патриотизма, которого было трудно ожидать.

Фактически перед нами проходят однотипные с сегодняшними проблемы и конфликты, решение которых связано с воздействием на общественное мнение, так как история показывает — силовое решение конфликтов даже при монархии чаще оказывалось проигрышным вариантом.

Сегодня в прессе достаточно материалов о возможности полного контроля над поведением человека. Такая вера в мистическую силу парализует волю к сопротивлению, потому ее создание путём слухов, статей, обличений и признаний само по себе есть важное средство влияния на сознание, осуществляющее тайное желание элиты — иметь народ или население, которые вели бы себя во всех сферах жизни так, как выгодно ей.

Манипуляции являются эффективным средством воздействия на общественное мнение. В современном смысле это программирование мнений и устремлений масс, их настроений и даже психического состояния с целью обеспечить их поведение, необходимое тем, кто это программирует. Это часть технологии власти, которая не только побуждает человека делать то, чего желают другие, но и заставляет его хотеть это сделать. Манипуляция — это не насилие, а соблазн. Один из признаков, что осуществляется программа манипуляций, в том, что люди вдруг перестают внимать разумным доводам и как будто желают быть одураченными. Главное условие успеха здесь заключается в нежелании большинства граждан тратить время и силы, чтобы усомниться в сообщении, потому что пассивно окунуться в поток информации гораздо легче, чем критически перерабатывать каждый сигнал.

Поскольку в условиях ограниченной когнитивной активности большинства возникает вопрос о возможности рациональной оценки ими действий политических акторов, очевидно, речь может идти лишь об эффектах восприятия, проявление которых определяется минимальными когнитивными усилиями. Система приоритетных, наиболее важных эффектов связана с представлениями населения о политике и желаемом образе политиков.

Особое место здесь занимает идеология, внедряя в сознание скрытые смыслы. Информация выражается в знаковых системах, в вербальных и образных сообщениях. Эффективнее действуют их комбинации, и при умении можно достичь огромного совокупного эффекта. Потому столь могучим средством воздействия на общественное мнение стало телевидение, дающее обществу такие знаки, которые оно встраивает в контекст и изменяет образ реальности в своём восприятии. Оно подсказывает связи своего текста или поступка с реальностью, навязывает нужное истолкование, а значит, воздействует на поведение общества, причём оно уверено, что поступает в соответствии со своими собственными желаниями.