Как очернить человека с помощью инсинуаций

Среди множества манипулятивных приемов одним из самых интересных по своему эффекту является инсинуация. Это такой вид намека, который имеет целью подвести под подозрения или подо что-то негативное, недостойное, презираемое. Журналисты любят этот ход, смещая акценты в тексте или заголовке, тем самым заставляя нас додумывать истинные причины.

Например, у гражданина случился пожар в квартире. Вполне бытовая ситуация, но гражданин этот – депутат. И вот вечером выходит газета, в заголовке которой говорится: «У депутата Госдумы случился пожар». Затем выходит вторая газета. Заголовок: «У депутата-коммуниста случился пожар». Картина для нас начинает меняться, появляются подтексты. Третья газета уже намекает: «У депутата, выступавшего против спорного закона, случился пожар».

Теперь-то нам все ясно. Ясно, почему случился пожар, это же очевидно. Ведь он голосовал против такого закона. Так СМИ создают нужное общественное мнение. Мастером инсинуаций на российском телевидении был и остается Сергей Доренко. Эрудированный, харизматичный, с глубоким голосом — он способен увлекать и влиять.

В свое время многие о нем услышали в связи с его материалами, направленными против тогдашнего мэра Москвы Лужкова. Доренко иногда доходил до границы с абсурдом. К примеру, тележурналист рассказывает о каком-то негативном событии, а потом обращается к аудитории: «Казалось бы, а в чем здесь виноват Юрий Лужков? Конечно же, ни в чем. Лужков ведь всегда ни в чем не виноват. Подумайте об этом».

И у зрителя уже появляется сомнение. Событие действительно никак не могло быть связано с московским градоначальником. Это, конечно, бред. А вдруг? Это же Россия, у нас тут все может быть.

Политтехнологи используют похожий инструмент под названием «сэндвич». Дают известный факт, затем – неизвестный, потом – снова известный. Негативное событие состоялось? Состоялось. Мэр Лужков обладает достаточным ресурсом, чтобы уйти от любой ответственности? Обладает. Следовательно, уже можем допустить, что каким-то образом что-то там произошло. Может быть, не прямо, а косвенно…

С инсинуацией можно бороться эрудированностью и проверкой фактов, так как направлена она на невежество, стереотипность мышления и узкий кругозор. Отсюда главный совет: обращайтесь к политтехнологу.