Имидживые технологии

Основу имиджевых технологий, как и любых других, составляет методологически упорядоченная совокупность приемов и методов целенаправленной системной деятельности. Главная функциональная их особенность заключается в том, что в первую очередь они предназначены для выполнения однообразных стереотипных операций. В этом и заключается весь смысл «технологичности», когда однажды разработанный комплекс методов, в течение определенного времени «отточенный», прошедший усовершенствования, используется для выполнения одних и тех же операций в целях экономии временных и прочих ресурсов на многократный поиск одного и того же рационализаторского решения в разных производственных процессах. Эта характеристика является базовой и присуща всем без исключения технологиям с той лишь разницей, что в зависимости от сложности объекта воздействия может варьироваться степень их универсальности.

Поскольку имиджевые технологии входят в поле социальных технологий, то объектом их воздействия являются разного рода социальные системы. Независимо от того, будет ли целевой группой большая или малая общность, или (в абстрактной ситуации) отдельный человек, все эти объекты носят социогенный характер и представляют собой сложноорганизованные структуры, чьи реакции на внешние воздействия социального характера никогда не будут линейными, поскольку обусловлены многовариантными зависимостями от большого числа переменных. Кроме того, дополнительная сложность открывается в связи с тем, что формирование имиджа предполагает работу с психологическими механизмами восприятия и иными психологическими особенностями людей. Это в значительной степени снижает уровень универсальности в отношении тиражирования стереотипных операций, однако не сводит на нет полностью, так как в противном случае теряется сам смысл понятия «технология».

Необходимость воздействия на массовое или групповое сознание (в случае больших социальных общностей) обусловливает наличие значительной коммуникативной составляющей в имиджевых технологиях, так как это единственная возможность эффективного и своевременного транслирования создаваемого образа, рассчитанного на формирование в массовом или коллективном сознании, нежели в индивидуальном. Еще одной специфической чертой имиджевых технологий является использование социальных ресурсов, а их структура включает в себя специфические знания, конкретные приемы, процедуры и методики действий, а также технико-ресурсные компоненты.

В структуре имиджевых технологий также можно выделять специфические знания, конкретные приемы, процедуры и методики действий, а так же использование технико-ресурсных компонентов. В их основе лежит методологически упорядоченная совокупность приемов и методов целенаправленной системной деятельности, главной функцией которой является выполнение однообразных стереотипных операций.

Необходимость воздействия на массовое или групповое сознание обусловливает коммуникативную составляющую имиджевых технологий.

Имиджевые технологии. Как уже отмечалось, не ограничиваются только избирательным полем. Так, например, технологии формирования имиджа региона будут являться политическими, но не избирательными.

В дальнейшей работе тождественно будут употребляться понятия имиджевые избирательные технологии, имиджевые технологии в избирательных кампаниях или избирательном процессе, а также имиджевые технологии на выборах.

Организация без имиджа — ничто. Имидж начинается с лозунга- слогана, цвета знамен, флагов и эмблем, разработки разного рода перформансов.

Когда имидж создан — дело за поводом. Повод важен для запуска механизма — как правило, этим поводом становятся результаты выборов, которыми недовольна оппозиция. Здесь особое значение имеет опрос избирателей, выходящих с избирательных участков. Поскольку данные опросов всегда появляются перед оглашением результатов голосования, то они получают широкую огласку в СМИ, вынуждая власти оправдываться. Параллельно оппозиция ведет свой подсчет голосов, чтобы противодействовать якобы подтасовке голосов со стороны власти, имеющей, по мнению все тех же оппонентов, так называемую плохую репутацию. Так захватывается инициатива в пропагандистском сражении с режимом, так появляется повод, чтобы молодежь вышла на улицы.

Помимо сказанного имидж отвечает на желания населения, каким должен быть лидер. Поскольку накоплено немало исторического опыта, современные политтехнологи при разработке имиджа объект часто ставят в один ряд с уже знакомыми: аналогичную методику в зарубежной практике.

Следовательно, все новые политические партии, возникающие в России, автоматически позиционируются по уже существующим ярлыкам, называя себя то либералами, то демократами, не закладывая никаких явных различий.

Имидж лидера зависит от стратегий, которые перед ним стоят. Этот этап соответствует в маркетинге понятию продвижения. Обычно возникают две стратегии: либо лидер должен быть еретиком, стремящимся поменять все и вся, либо консерватором, сохраняющим статус-кво. Первую стратегию называют вызовом, вторую — защитой.

С установлением демократии во многих сферах возникла необходимость в профессиональных коммуникациях для формирования общественного мнения. Этот период можно считать началом формирования связей с общественностью в самостоятельную отрасль. Одной из первых задач для них была борьба с отрицательным имиджем той или иной правительственной или государственной структуры.

Общественные связи в госструктурах — одна из наиболее сложных сфер. Отсутствие единой концепции связей с общественностью государственных структур отчасти объясняется тем, что большинство ведомственных ПР- служб использует опыт, накопленный западными странами, а западная теория далеко не всегда применима к российским реалиям. Отечественный же опыт в этой сфере сводился к идеологическому кураторству СМИ.