|
|
Принципы избирательной системы
Понятие принципа избирательной системы, как основного началаВ общем виде под принципами права понимаются представленные в его положениях либо исходящие из их содержания базисные идеи, устанавливающие процессы формирования права, а также его исполнения. Исходя из анализа понятия «принцип», требуется дать понятие термину «принципы избирательной системы». Итак, под принципами избирательной системы следует понимать основные начала, на которых эта система базируется, формируются и организуются выборы депутатов как органов, представляющих народ, так и различных должностных выборных лиц. В теории избирательного права можно выделить большое разнообразие всевозможных классификаций принципов избирательной системы нашей страны. Так, — по уровням осуществления данных принципов можно обозначить следующие виды принципов: основополагающий принцип, политические и организационные принципы; — по целевому предназначению в работе юридического регламентирования избирательных отношений выделяют такие принципы, как: организации и осуществления выборов, участия наших граждан в выборах; — а также можно классифицировать такие принципы и по другим основаниям. Рассмотрим некоторые из них. Принцип всеобщности Принцип всеобщности установлен в ст. 81 Конституции России, в ст. 4 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ и говорит о том, что любое избирательное право дается любому гражданину при достижении установленного возраста. Именно с достижения определенного возраста возникает право на возможность свободно избирать, а также быть свободно избранным. Этот принцип разделяет граждан на две категории: это те граждане, которые наделены подобным правом (т. е. избиратели) и другие граждане, которые могут быть избранным, а также не располагающие таким правом. Принцип равного права Еще один принцип – это принцип равного (одинакового) избирательного права, который состоит в наличии у любого избирателя непосредственно одного голоса и в возможности участвовать в выборах на одинаковых (т. е. равных) основаниях. Кроме того, этот принцип к тому же обозначает и то, что все кандидаты имеют как одинаковые права, так и несут одинаковые обязанности. Принцип прямого права Этот принцип заключается в том, что граждане осуществляют голосование на избирательных участках непосредственно за кандидата прямо (т. е. непосредственно). Тайна голосования Следующий принцип заключается непосредственно в тайне голосования. Этот принцип состоит в том, что исключается какая-либо вероятность контроля за изъявлением гражданами своей воли в ходе голосования. На избирательных участках предусмотрены закрытые кабинке, где избиратель может без давления и самостоятельно в спокойной обстановке сделать свой выбор. Принцип периодичности осуществления выборов Принцип периодичности проведения выборов зафиксирован в ст. 9 ФЗ № 67 и устанавливает, что все выборы являются регулярными и реализуются в сроки, которые обеспечивают выполнение сроков полномочий данных органов либо депутатов. Так, например, выборы главы государства в нашей стране проводятся с регулярностью один раз в шесть лет. Принцип добровольности и свободы осуществления выборов В этом случае принцип может быть рассмотрен как прямое право избирателя независимо от кого-либо, а также под свою ответственность самому решать вопрос о целесообразности принятия участия в выборах. Этот принцип отразился в п. 3 ст. 3 ФЗ № 67. То есть никто не может заставить избирателя отдать гражданину свой голос. В России, выборы выступают свободными, то есть осуществляются непосредственно в обстановке гласности, а также обширного информирования общественности обо всех проводимых предвыборных и выборных мероприятиях. Принцип состязательности Данный принцип помогает обеспечить гражданам-избирателям действительную возможность осуществления выбора единственного кандидата из множества представленных (выдвинутых) с помощью свободного изъявления своей воли. Поэтому у избираемых лиц, появилась возможность конкурировать, где главным призом выступает голос избирателя. Принцип совмещения финансирования из бюджетных средств и из средств различных негосударственных фондов Ранее, еще до 1993 года, финансирование выборов осуществлялось только из государственного бюджета. Любые намеки на какое-либо негосударственное финансирование были под запретом и являлись основанием для признания итогов подобных выборов недействительными. Однако времена меняются и в законодательство вносятся разнообразные изменения, которые, в частности, коснулись и избирательного процесса. Уже в девяностых годах прошлого столетия было выявлено, что непосредственно финансирование самих избирательных мероприятий, производится за счет денежных средств государственного бюджета; однако для денежного обеспечения избирательной кампании сами кандидаты, а также различные избирательные объединения и блоки могут применять свои финансовые средства, что и было закреплено в законе. Подобные новшества значительно снизили нагрузку на государственный бюджет страны. Таким образом, общеправовые принципы распространяют свое непосредственное действие на всю систему права, и в частности на избирательную систему, устанавливают ее характер и содержание, а также наиболее существенные ее специфические черты.
|