Избирательные технологии что это?

В современных условиях уже невозможно представить себе ни федеральные, ни региональные, ни муниципальные выборы без активной предвыборной борьбы за умы, настроения и, в конечном счете, голоса избирателей. Борьба идет по трем основным направлениям: продвижение позитивного имиджа кандидата и его программы; критика, разоблачение недостатков соперников; защита уязвимых сторон кандидата и его программы от критики со стороны соперников.

В последние годы, как в России, так и за рубежом сформировался общий стиль ведения электоральных кампаний, стержнем которого стали критика и разоблачения. Даже информация, изначально не несущая в себе негатива, направляется, прежде всего, на дискредитацию противника, а не на создание собственного позитивного имиджа. Политики скорее прибегают к критике поступков и высказываний оппонентов, нежели отстаивают свою позицию. Информация, как правило, имеет негативную форму подачи. Эффективность и широкие возможности применения делают негативную рекламу неотъемлемым атрибутом каждой избирательной кампании.

До 1980-х годов кандидаты на выборные посты в мире, как правило, начинали свою предвыборную кампанию с выступлений и имиджевой рекламы, позволяющей создать позитивный образ, и лишь в конце гонки подключали негативную рекламу с тем, чтобы атаковать оппонента. Однако в настоящий момент от такой стратегии отказались. Все кандидаты (как претенденты, так и занимающие определенный государственный пост) используют негативные технологии с самого начала агитационного периода.

Например, в США в течение последних избирательных кампаний, по крайней мере, треть всех заказных публикаций была негативна по форме подачи. В некоторых избирательных кампаниях их доля доходила до половины. Во время электоральной кампании по выборам президента США 2004 года, по подсчетам аналитической кампании Campaign Media Analysis Group, 75% рекламных объявлений Дж. Буша содержали критику его оппонента. Огромные расходы (до половины предвыборных бюджетов) шли именно на негативную агитацию, причем никто этого не скрывал.

Методы подготовки, организации и проведения избирательных кампаний определяются как избирательные технологии. Избирательные технологии — это совокупность способов воздействия на массы с целью повлиять на их электоральное поведение и побудить отдать свои голоса за определенного кандидата.

В избирательном процессе активно используются социологические, политические и информационные технологии. Социологические опираются на познавательный субъект-объектный вариант отношения исследователя к реалиям электорального процесса. Политические и информационные технологии имеют в основе субъект-­субъектные связи и призваны воздействовать на избирателя через коммуникацию.

Избирательные технологии составляют основу политического маркетинга.