Психология толпы

Психология толпы. Что такое толпа? Толпа – это некоторое количество людей, которые собрались в одном месте с определенной целью или хаотически. Если при этом толпа агрессивна, то она представляет опасность для тех людей, которые находятся в этот момент вне ее.

Гюстав Лебон и его «Психология народов и масс»

Другим известным исследователем толпы был Гюстав Лебон. Он известен своей работой «Психология народов и масс». В XIX веке толпа могла изменить течение истории, создать новую партию или основать религиозное течение. Ничего удивительного, что его работой активно интересовались и всячески пытались применить в корыстных целях. Именно Лебон впервые заговорил об особенностях лидеров толпы, вожаках. По его мнению, эти люди обладали заурядным красноречием и среднестатистическими внешними данными, могли быть из простого народа или даже из низшего класса. Вожаком толпы мог стать человек, который обладал ярко выраженной мимикой и громким голосом. Если к этому прибавить красочные лозунги, мы можем увидеть классического лидера хаотически собравшейся толпы.

Жан Габриель Тард и его взгляд на манипуляции толпой

Еще одним известным исследователем феномена толпы был Жан Габриель Тард. Стоит сказать, что этот ученый жил в то время, когда уже существовало радио и активно работали СМИ, поэтому его взгляды существенно отличались от взглядов его предшественников. Он рассматривал толпу и публику как неразделимое целое и заметил, что одно перетекает в другое. Габриель Тард четко дифференцировал хаотичную толпу и толпу, которая отличалась общностью интересов. Он обнаружил следующие особенности толпы: управляемость, пассивность, агрессивность. Согласно его исследованиям, религиозная или фанатичная толпа, объединенная одной идеей, сохраняет свою целостность намного дольше, чем обычная толпа зевак на демонстрации. Также он заметил четкую иерархию, которая подразумевает обязательное наличие лидера, его ближайшего окружения и внушаемых граждан, которые транслируют нужные эмоции всем остальным. Лидер, по мнению Тарда, должен быть достаточно харизматичной личностью, чтобы убедить в своей идее толпу и удержать ее натиск в случае разногласий. Вождь толпы может оказаться фанатиком или человеком малообразованным, но это не имеет значения, если он обладает даром внушения. Стоит сказать, что истории известны факты, когда к лидеру присоединялись асоциальные элементы и психически нездоровые люди, и с их помощью происходили мятежи и перевороты, которые меняли ход истории.

Серж Московичи «Век толп»

В 1981 году широкому кругу читателей стала доступна монография Сержа Московичи «Век толп». Он написал ее спустя сто лет после исследований Тарда, но ключевые идеи не изменились. По словам самого научного деятеля, на монографию его вдохновили социальные потрясения того времени. Его интересовало, как Сталин, Кастро, Неро и другие могли господствовать над народами и навязывать им свою волю, оставаясь при этом безнаказанными, а порою даже обожествляемыми. Отличительной чертой его работы стало то, что он уделил большое значение психологии современного человека в контексте толпы.

На пространстве СНГ особенный интерес к психологии толпы возобновился со времен Н.С. Хрущева, хотя новейшие разработки и результаты исследований были доступны узкому кругу избранных, а трактовка толпы и ее значения сужалась до формальных фраз и была незаслуженно оттеснена по идеологическим соображениям. В то же время на Западе активно проводились исследования даже на искусственно создаваемых толпах. Результаты тоже не были широко доступны, но сам факт их проведения не являлся тайной.

Карл Ясперс «Призрак толпы»

Одним из величайших исследователей толпы был Карл Ясперс. Он рассматривал демократию как ограничение власти. Один и тот же человек не может постоянно быть главенствующим, правящая верхушка должна постоянно меняться, это непременно приведет к улучшению морального облика каждого жителя страны и нации в целом. При определенных условиях именно демократия способна превратиться в охлократию — торжество господства масс.

Основные идеи демократии К. Ясперса:

1) Все люди должны быть включены в процесс получения знаний. Поэтапный переход от частичного знания к полному.
2) Все жители страны должны участвовать в принятии решений политического характера. Именно таким образом осуществляется повышение самосознания и происходит идентификация себя как части народа.
3) Как подкрепление второго пункта — нужно в первую очередь организовать такую избирательную систему, которая могла бы обеспечить реализацию права граждан на самовыражение и политическую грамотность.

Ясперс выступал за формирование аристократической правящей прослойки без права передавать власть по наследству. Каждое новое поколение элиты, по его мнению, нужно было отбирать путем целенаправленного образования и естественного интеллектуального отбора. Именно образованию отведена ведущая роль, оно способно поднять уровень общего развития и просвещенности народных масс. Если бы для народа было доступно образование и просвещение, это бы привело к апогею развития человеческого общества.

Жан Бодрийяр «В тени молчаливого большинства, или конец социального»

Французский социолог Жан Бодрийяр рассматривал массу как некий неопределенный компонент общества. Масса безвозвратно поглощает любые лозунги и призывы, не возвращая ничего взамен. Толпа, масса — это колоссальная сила. Масса нуждается в зрелищах вопреки логике и здравому смыслу. Толпа сама по себе не имеет желаний и тенденций, а всевозможные механизмы, которые приписывали предыдущие исследователи, не что иное, как неудачная попытка логически объяснить факт безликости толпы.

Новейшим способом манипуляции массовым сознанием является интернет. Одним из исследователей данного феномена является С. А. Зелинский. В его книге «Манипуляции массами и психоанализ» рассказано о новейших разработках в сфере психологии, с помощью которых возможно влиять на людей и подчинять их своей воле.