Политическая пропаганда на телевидение

Политическая пропаганда на телевидение

В последнее время всё чаще и чаще звучит термин информационная война. Она сопровождает любой государственный переворот, любой военный конфликт и становится средством политической пропаганды.

Не для кого не секрет, что об одной и той же проблеме разные СМИ могут говорить совсем по-разному, а «вера в телевизор» пошатнулась, когда на разных каналах одни и те же танки едут в противоположных направлениях.

Учёные предположили, что у разновидностей информационных войны очень древняя история, восходящая ко времени Древнего Египта, когда фараон, потерпевший поражение в войне преподносили эту новость своему народу так, что фараон оказывался героем-избавителем-триумфатором. Однако как вид воздействия на противника информационная война стала приобретать отчетливые очертания с началом второй мировой войны, и непревзойдённым мастером пропаганды и откровенной лжи являлся служитель нацизма – Пауль Геббельс. К началу войны немецкая пропаганда продолжала вести компанию за положительный образ Германии в глазах мировых держав.

С началом боевых действий пропаганда велась на два фронта: против своего народа (убеждая немцев в скорой победе над всем миром) и против коалиции (убеждая сдаться без боя, на милость фюреру). Итак, пропаганда – великий предок информационной войны. То, что льется на нас с телеэкранов – это и есть пропаганда, и разница с началом двадцатого века лишь в том, что мы можем переключить канал и уделить внимание альтернативе.

Холодная война – новый и самый масштабный этап в истории информационной войны. Мир с тех пор поделился надвое, и до сих пор для многих из нас он остается именно таким. Две непримиримые позиции, две призмы, через которые новости проходили фильтровку и попадали к зрителю уже разжёванные и готовые к употреблению. В русле информационной войны мы, Запад и Восток, по-разному оценивали Вьетнам и Афганистан. Снимались фильмы, готовились к эфиру сюжеты, как русские режут в горах стариков и детей и как они же строят там школы, стадионы и больницы.

Занавес рухнул, и последние двадцать лет – это череда маленьких войн, локальных стычек, обстрелов, взрывов и захватов. Правда затерялась среди них, о ней ни разу не вспомнили, не потому что нет совести, а потому что она никому не нужна. Любая информация, будет фильтроваться, и корректироваться, под очень веским предлогом заботы о национальной безопасности.

Мы живём в открытом, информационном обществе, пора перестать относиться к информации, как к непреложной истине. Пора понять, что информация – это товар, как колбаса, только гораздо важнее. Если ты не ешь колбасу, то и не стоит её покупать. Может тогда, информационные баталии станут менее ожесточёнными, не такими абсурдными и легче будет отличить правду от лжи.

Что дает телевизионная политическая пропаганда

Сегодня телевидение занимает определенную нишу в жизни многих людей, меняя их мировоззрение и восприятие окружающей действительности. Использование политической пропаганды на телевидении позволяет воздействовать на зрителей, обеспечивая более глубокое восприятие информации, которую хотят довести до аудитории рекламодатели-пропагандисты. Однако этот вид информационного воздействия имеет положительные и отрицательные стороны.

Преимущества политической пропаганды

К несомненным преимуществам воздействия политической пропаганды необходимо отнести массовость охвата аудитории, которая дополняется определенной избирательностью. Это особо заметно, когда какой-либо политик имеет целевую направленность – например, политическая пропаганда, предлагающая поддержать политического деятеля, рассчитана на женскую и мужскую аудиторию, а политическая пропаганда движения «за права женщин» больше подходит женской части населения. Соответственно, благодаря вниманию определенной аудитории рекламодатель-пропагандист может акцентировать интерес на каких-либо свойствах позициях. При достаточном финансировании создается серия политических рекламных роликов, имеющая больший потенциал.

Далее компьютерные технологии позволяют рекламодателям-пропагандистам более образно разрекламировать политика или политическое движение. Немаловажна престижность трансляции политического пропагандистского материала на ТВ – электорат привык относиться с доверием к информации, вещаемой с экранов телевизоров, будь то политическая пропаганда в Москве, Уфе или другом городе и стране. Притягательность СМИ дает транслируемой политической пропаганде неоспоримые преимущества.

Недостатки политической пропаганды

При всей эффективности телевизионная политическая пропаганда имеет ряд недостатков:

  • Немалая стоимость производства политических пропагандистских роликов.
  • При необходимости охвата узкой аудитории недостаточная избирательность.
  • Малая продолжительность показа, ограничивающая время контакта со зрителем.
  • Имеется вероятность переключения канала, ведущего трансляцию политической пропаганды.

Однако имеющиеся преимущества перевешивают по своей значимости недостатки – сегодня политическая пропаганда позволяет не только способствовать продвижению какого-либо политика или политического движения, но становится своеобразным видом искусства, что способствует определенному привлечению новых избирателей и единомышленников.

Методы манипуляционного воздействия телевидения на общественное сознание

Телевидение является мощнейшим средством влияния на поведение человека. Использование в его работе новейших высокоэффективных средств, методов и технологий воздействия на сознание и подсознание позволяет искусственно создавать общественное мнение, формировать политические симпатии и антипатии, манипулировать.

Согласитесь, телевидение является средством воздействовать на мнение человека — уж не знаю, насколько на поведение. Скорее всего, все не так просто, но во времена современных революций, когда информация становится жизненно необходимой, контроль за телевидением действительно критичен — в наше время никому не нужны почта и телеграф, первым делом штурмуют телецентры — как это было в Сербии. Но не стоит демонизировать телевидение. Телевидение является всего лишь средством.

Обывателю нет особого дела до большой и малой политики, и он склонен телевидению верить. Если то, что показывает ему телевидение, не противоречит его картине мира. В свою очередь телевидение влияет на обывателя — проводя линию, принятую в данный момент в общественном мнении, но оно не обязательно совпадает с государственной точкой зрения. Все-таки пресса — действительно четвертая власть, всю ее приручить или подкупить не под силу даже государству. Это правда, несмотря на все слова о продажности как нашей, так и буржуазной прессы.

Пресса может при случае снять президента или настроить всех против какой-нибудь сверхмонополии вроде «Microsoft». А еще телевидение — это конечно благо цивилизации. Правда век его, судя по всему заканчивается, но до полной интернетизации человечеству еще далеко. Интернет требует активного участия, а пролетарии во всем мире не любят активности во внерабочие часы — они предпочитают нажать кнопку и дальше просто смотреть в экран. Телевидение им такую возможность предоставляет. Да, в телевидении, применяют определенные технологии — как в любой массовой культуре. Они давно не новость, более того, они даже изложены в учебниках — и в учебнике В. Музыканта в том числе.

Есть только одно место на земле, где телевидение находится под запретом — это Афганистан. Когда талибы пришли к власти, они первым делом конфисковали и публично разбили все телевизоры. Не потому, что там используется 25 кадр. А потому, что с точки зрения правоверных мусульман телевидение создает фальшивые образы, оторванные от их носителей, а потому всякий смотрящий телевизор впадает в грех идолопоклонства. И ему за это, то ли отрубают голову, то ли выкалывают глаза, которыми он согрешил.

Таким образом можно прийти к однозначно правильному выводу о том, что поскольку телевидение является средством для достижения политических целей, то основную роль здесь сыграют квалифицированные политтехнологи способные создавать правильную и действенную политическую пропаганду, результат демонстрации которой приведет к нужному положительному эффекту.