Кандидат в депутаты и документы в избирком

Кандидат в депутаты, мэры или губернаторы обязан лично подать необходимые документы при выдвижении своей кандидатуры. В исключительных случаях его представляет доверенное лицо (болезнь). При этом доверенность должна быть заверена нотариусом, администрацией лечебного заведения или начальником учреждения.

Документы принимают избирательные комиссии:

  • центральная – на выборах в Государственную Думу;
  • субъекта Федерации – при избрании губернаторов, мэров Москвы и Санкт-Петербурга, региональных законодательных собраний;
  • муниципальная – при избрании органов местного самоуправления;
  • окружная – формируется по необходимости на территории мажоритарного округа;
  • территориальная – устраивает федеральные и муниципальные выборы в городе или районе.

Местные советы народных представителей дополняют законодательство специфическими требованиями. Поэтому следует тщательно ознакомиться со всеми ФЗ и подзаконными актами. Например, на выборах Мосгордумы или московского мэра большая часть дополнений содержится в Уставе и Избирательном кодексе города Москвы. Среди них бывают очень существенные. Так, столичные кандидаты всегда должны подавать подробные сведения о доходах супругов и детей, что не требуется на федеральном уровне. Большие региональные различия существуют в отношении процента подписей, которые нужно собрать у избирателей округа.

Документы для ЦИК

  1. Заявление установленной формы.
  2. Оригинал (только для проверки) и копия паспорта гражданина РФ.
  3. Копия док-та об образовании, указанного в заявлении.
  4. Док-т, подтверждающий заявленное место работы и должность.
  5. Подтверждение депутатского статуса (если таковой имеется).
  6. Сведения о непогашенных судимостях.
  7. Указание принадлежности к партии (по желанию).
  8. Данные об имуществе и доходах.
  9. Подписные листы с достаточным количеством подписей.

Самовыдвиженцы обязаны подавать только документы на бумаге, хотя по желанию предоставляют также машиночитаемые варианты. Политические партии с 2016 года обязаны подавать как бумажные, так и цифровые носители.

Чтобы правильно заполнить заявление, лучше взять готовый образец. До заполнения стоит подробно проконсультироваться у юристов-помощников. После заполнения пусть они проверят каждую букву и запятую. Чиновникам достаточно малейшей ошибки, чтобы отказать.

В заявлении приводится:

  • ФИО гражданина;
  • место и дата рождения;
  • текущий адрес проживания;
  • номер, серия и дата выдачи общегражданского паспорта;
  • данные о государственном органе, выдавшем удостоверение личности;
  • наличие российского гражданства (двойное или иностранное не допускается);
  • полученное образование (полное);
  • место работы и нынешняя должность, для неработающих – род деятельности.

Как приложение к заявлению идет письменное согласие избираться и прекратить при успешном избрании любую деятельность, несовместимую с депутатским статусом. После регистрации заявления ИК считается проинформированной о намерениях, а кандидат официально зарегистрирован.

Безусловно, самовыдвиженцу нет смысла указывать принадлежность к определенной партии, и подтверждать документально свое положение в организации. Это лишь усложняет процесс, но не дает каких-либо преимуществ. Данные о непогашенной судимости подавать обязательно, но следует помнить, что они фактически лишают права быть избранным.

На общефедеральном уровне требуют раскрыть сведения о личном или совместном имуществе кандидата, также о получаемых им доходах. Местные ИК могут затребовать те же данные о детях и супругах, хотя муниципалитеты с числом избирателей менее 5000 освобождают от подачи имущественной декларации. К своей собственности следует отнестись внимательно, вспомнить даже, сколько денег осталось на каждой банковской карточке, полученной в прошлом. Нужно ли подавать сведения о счетах с отрицательным балансом, зависит от конкретной комиссии. Это должны выяснить помощники. К имуществу относятся кроме материальных ценностей банковские вклады, ценные бумаги. Наличие таковых за границей или сокрытие данных о заграничном имуществе – повод для отказа в регистрации. При избрании по спискам в многомандатных округах каждый кандидат предоставляет информацию отдельно. Будет ли что-то из нее опубликовано, решают члены Избиркома.

Сбор подписей

На практике больше всего трудностей возникает со сбором подписей избирателей, живущих на территории избирательного округа.

Согласно российским законам, нужно собрать такое количество:

  • в Госдуму РФ или законодательное собрание федеративного субъекта – 3%, но не менее 60;
  • на выборах глав субъектов (губернаторов) и приравненных к ним городов (мэров Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) – 0.5%, но не менее 10.

Нормы касаются самовыдвиженцев по одномандатным и многомандатным округам. В многомандатном избирательном округе указанные цифры делятся на количество мандатов, и получается то, что должен собрать один кандидат. Если он идет на выборы от какой-то партии, подписи собирают партийные функционеры. Крупнейшие партии, представленные в Госдуме, вообще избавлены от такой обязанности. На местах то же самое касается некоторых других организаций.

Для сбора подписей используют подписные листы установленной формы, изготовление которых осуществляется за счет избирательного фонда кандидата. На каждом указан номер счета, откуда происходит оплата услуг типографии.

Существуют различия по срокам начала деятельности:

  • федеральные и региональные выборы – с момента оплаты заказанных листов можно приступать к заполнению;
  • муниципальные выборы – на следующий день после уведомления ИК, заверения перечня кандидатов, регистрации инициативной группы.

Дата окончания референдума в пользу выдвиженца тоже различается. На общегосударственных выборах отводят 40 дней, в регионах – 30, в муниципалитетах – 20.

Подписываться в листах вправе только граждане старше 18 лет, обладающие активным избирательным правом.

Следует обратить внимание на проверку их документов, поскольку часто бывают случайные или намеренные нарушения. Признания нескольких подписей фиктивными достаточно для провала всей кампании. Запрещено работать в местах каких-либо выплат избирателям (зарплат, пенсий, пособий, стипендий). Также следует избегать «помощи» органов власти или членов вовлеченной в процесс ИК.

Избиратели ставят дату и подписываются вручную, ручкой с чернилами, нельзя использовать карандаши. Указывается дата рождения, адрес, реквизиты паспорта. Если инвалиду помогает другой человек, который не должен иметь отношения к выборам, он тоже оставляет свои данные. Используется лицевая сторона и оборотная как ее продолжение. Каждый лист внизу подписывает собиравший подписи человек, официальный представитель инициативной группы и сам кандидат. Не допускается наличие малейших грамматических ошибок, помарок или исправлений. Испорченные листы лучше сразу изъять, не показывая проверяющим. Об этом должны позаботиться помощники кандидата, нанятые им юристы и политтехнологи.

Листы нумеруют и делают из них брошюру перед сдачей в избирательную комиссию.

Сроки

Выше упоминалось, сколько времени отводят на подготовку подписных листов. Что касается подачи полного пакета документов, в каждом случае государство устанавливает конкретные сроки. Год от года они меняются, с учетом даты выборов, выходных и праздников. Ограничения серьезные: например, подавать документы только по рабочим вторникам и четвергам в первой половине дня.

Уполномоченный Избирком проверяет поданные документы в течение 5-20 дней, в зависимости от уровня, и предоставляет письменный ответ о результатах.