Выборы

Единственный государственный институт, который позволяет считать власть в демократическом государстве легитимной это выборы. В этой связи встаёт вопрос: каким образом обеспечить легитимность самих выборов? В течение многих лет смена власти в нашей стране обходилась либо вообще без выборов, либо они были недостаточно честными для того чтобы считать их результаты законным волеизъявлением народа.

Значительную роль в процессе народного волеизъявления играет выборное законодательство. Выборное законодательство нашей страны ведёт свой путь со времени учреждения и избрания Первой Государственной Думы Российской Империи в 1905 году. До того проходившие известные в российской истории выборы (выборы царя в 1610, земские выборы согласно Положениям 1864 и 1890 годов) серьёзного влияния на эволюцию избирательного процесса в России не оказали.

В советское время действовало избирательное законодательство, не гарантировавшее свободного волеизъявления избирателей. Хотя впервые в истории нашей страны (и одной из первых в мире) по конституции 1936 г. были гарантированы всеобщие избирательные права, выборы были безальтернативными, косвенными и закрытыми. В постсоветский период выборное законодательство претерпело немало изменений. Данные изменения в первую очередь были связаны со становлением и развитием многопартийной системы представительных органов государственной власти в Российской Федерации.

Избирательное законодательство России нельзя назвать его устоявшимся и в наши дни. Фактические каждые последующие федеральные выборы в нашей стране проходят в соответствии с законодательством отличным от применявшегося на прошедших выборах. Это касается как выборов президента, так и парламентских выборов.